Каша
|
Приготовление каши на празднике Гербер. Фото К.И. Куликова. |
|
|
|
Л. С. Христолюбова
|
КАША/ӝук – одно из популярных традиционных повседневных и праздничных блюд удмуртов. Ее готовили
из разных видов круп: полбяной, ячневой, овсяной, гречневой, пшенной и пшеничной, а также из смеси крупы и гороха, иногда
добавляли травы. Кашу использовали в качестве начинки для шанег и даже блинов. Во второй половине ХХ века в рацион удмуртов,
вначале городских, затем и сельских, вошли рисовая и манная каши.
|
|
Берется каша для освящения. Апрель 1993 г., Татарстан, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья. |
|
|
|
В ожидании каши. Апрель 1993 г., Татарстан, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья. |
|
Каша была в числе обязательных блюд многих обрядов жизненного цикла: ее варили для семейного моления по случаю рождения
младенца; готовили в день похорон и поминок. Во время земледельческих обрядов (акашка, гершыд, гербер) ее готовили
из смеси круп, чтобы обеспечить урожай всех культур в предстоящем году. Каша, как и крупа, в народной культуре отождествлялась
с множественностью, достатком и даже умом человека. Поэтому пожелания «есть побольше каши»/тросгес ӝук
сиёно на произносят, отмечая недостаток силы или смекалки. Например о недостаточном жизненном опыте ребенка, говорят:
Йыраз кеньырез ӧжытгес на (В голове крупы еще маловато). У удмуртов встречался обряд визь ӝук
(каша для ума). Дети в возрасте примерно семи лет обходили деревню и «просили у односельчан крупу для ума» –
визь кеньыр. Затем из собранных продуктов варили обрядовую кашу - визь ӝук (каша ума/ каша для ума).
Блюдо для совместной трапезы готовила пожилая женщина, которая желала им «набраться ума».
Каша и в наши дни – основа повседневного рациона и обрядовое блюдо на многих праздниках и молениях.
|
|
|