Социально-бытовые, или новеллистические, сказки/Улон-вылон сярысь пӧртманкылъёс могут быть разделены на три
подвида по характеру главного героя. В одном случае главный герой - ловкий, хитрый, умный человек (младший брат), разыгрывающий
богачей (старших братьев), купцов, служителей культа и обретающий за счет этого богатство. Часто в роли потерпевших оказываются
нерадивые и упрямые жёны. Второй подвид образуют произведения о глупых от природы людях, которые оказываются в нелепых ситуациях
(едут в Москву, но приезжают в собственную деревню и никак не могут ее узнать; размешивают толокно в проруби; забывают слово
«кисель» и ищут его в грязи; едут на базар и весь купленный товар оставляют по пути обратно, одевая в зипуны или
шапки пни; носят воду решетом, выносят дым из избы лукошком; бегают из-за стола в погреб за каждой ложкой молока и т.д.).
Сюжеты этого раздела бытовых сказок известны по всему европейскому Северу и выделяются в русском фольклоре, устной поэзии
карел, вепсов, народа коми. В третьем подвиде сказок главным героем является «набитый»/полный дурак,
живущий по принципу «Визьмо муртлэн йыр вылтиз, визьтэм муртлэн быж ултиз» (У умного - над головой, у глупого -
под хвостом [несчастье/судьба пронесётся])», т.е. умному за всё отвечать, а глупому и так сойдёт. Русский аналог может
быть следующий: «Умный своим умом живёт, а дураку Бог помогает». Не поддающиеся логике поступки дурака оказываются
«вознаграждёнными» волей случая (ему достаётся богатство, награбленное разбойниками, он узнаёт условия добывания
заклятого клада и др.).
|