Алангасар/великан, один из основных персонажей исторических преданий цикла о древнейших насельниках края, соотносится
с чудью в преданиях коми-зырян и русских Европейского Севера. Соотвестствует зэрпалу северных удмуртов. Ученые возводят
термин к этнонимам алан и хазар (Г.Н.Потанин, В.Е.Владыкин, Д.А. Яшин).
Алангасар противопоставлен человеку по времени обитания на земле, глупости, неумению создавать культурные ценности. В портретной
характеристике внимание акцентировано на росте и силе Алангасара: ходят по земле, как по крапиве; сражаются вырванными с корнями
деревьями; человека, долбящего борть для пчел, принимают за дятла; разглядывают его на ладони, сажают в карман или кладут
за пазуху. Греясь у костра, не могут сообразить отодвинуться от огня и защищаются от жара глиной, обмазывая ступни.
Обнаружив на земле существо, способное трудиться, вынуждены уйти из прежних мест обитания. Уходят на север, превращаясь
в огромные каменные глыбы, или погибают в ямах, захоронив себя заживо.
В преданиях говорится о том, что алангасары «не знали стыда», а потому не носили одежды, ходили, «как дикари»,
прикрывшись ветками. Их неумение охотиться дано через косвенное свидетельство о том, что они очень боялись собаки, спрашивая
у встретившегося с ним человека, есть ли у него «ау-ау», при ее наличии обходили охотника стороной, даже не показываясь.
Последний мотив является стадиально поздним и в большей степени свидетельствует о «потусторонности» этого образа
и восприятии его как лешего, (Леший например, боится охотника в рукавицах из собачьей шкуры).
Доказательством давнего присутствия Алангасара в местности служат названия возвышенностей, гор и холмов (Алай пыдтыш
– Пята алая, Алангасар гурезь – Гора алангасара). Неровная поверхность, согласно народным преданиям,
– отвалившаяся от ступни налипшая после дождя или вытряхнутая из лаптя Алангасара земля, которая мешала ему идти, когда
он уходил из прежних мест обитания.
Алангасар стал отправной точкой для создания двух типов образов в удмуртском фольклоре – богатырей/батыр
и мифических лесных существ/нюлэсмурт, палэсмурт. Богатыри стали преемниками их физической силы, мифические существа
– глупости, несообразительности. В поединке с человеком они вынуждены отступить перед его ловкостью и хитростью.
Образ алангасара получает развитие в жанре быличек и побывальщин. Целевые установки жанра оставляют необходимые образу
особенности, регламентируя поведенческие стереотипы человека при неизбежном контакте с потусторонним существом:
при встрече с алангасаром и его вопросе, куда идти, нужно сказать, чтобы он ушел в низовья реки, в противном случае он вернется
и защекочет до смерти. Страшный шум и крик в лесу приписывался алангасару, услышав его, нужно было произнести фразу-заклятие:
«Вниз по реке!»/«Шур уллань!».
В мифологических сказках человек, встретившись с алангасаром в лесу, поражает его «богатырской силой»: засовывает
за ремень рога лося и убеждает последнего в том, что сам лось где-то выпал, пока он ходил по лесу. На предложение потягаться
силой соглашается и, когда алангасар выдергивает из земли дерево вместе с корнями и предлагает его нести, пристраивается у
верхушки, садится и едет на ней, напевая, позади алангасара, несущего комель дерева с большим трудом.
В архаической традиции алангасар – гиперболизированный образ прошлого, воспоминание о мифическом, «дочеловеческом»,
времени. Согласно поздним версиям, алангасар однозначно отрицательный персонаж, перекликается с палэсмуртом. В разговорном
языке бранное слово в зн.: недотёпа.
|