Туг - кисть

Христолюбова Л. С.

Туг/чук - род жертвы/приношения (см. Чекаськон) в виде:

  1. кисти из разноцветных ниток на тканых и вязаных изделиях. Является  свидетельством копирования узора, нежелания сглазить мастерство автора изделия. Обычай обусловлен верой в возможность нанести урон способностям/отлучить спорину в случае, когда хозяин вещи отдаёт её кому-либо своими руками/кисьӧр луэ
  2. отрезка ленты/лоскутка ткани на матице. Чук прибивает к матице на память о себе рекрут перед отправлением на службу, прощаясь с родственниками и односельчанами.  Вера в оберегающую функцию матицы/мумыкор была связана с восприятием туг/чук как материального символа ушедшего за пределы родного дома человека. Верили, что туг/чук может дать знать о ранении/гибели солдата, меняя цвет: темнеет или блекнет. По возвращении солдат должен был снять  свой чук сам, в ином случае чук оставался на месте до тех пор, пока стоял дом.
  3. кубо чук/ «приношения на навершие прялки»; во время свадьбы жених дарил невесте прялку, навершие которой (сюмори) один из поезжан носил с собой во время свадебного гуляния по домам родственников, где к ней прибивали туг/чук - небольшие лоскутки ткани или подвязывали платки, отрезы на фартук, чтобы невеста, садясь за прялку, вспоминала о своих родных. Был известен также обычай, когда отдельные семьи, пожелав закрепить дружеские отношения, объявляли о помолвке своих новорожденных детей/кубо дусым. По достижении возраста юноша изготовлял прялку для нареченной. Но прежде чем вручить её невесте, с нею обходили родственников, собирая туг/чук.
  4. лоскутов ткани, полотенец, платков на рукоятках косы-литовки и грабель, которые дарила новобрачной её родная мать перед первым сенокосом; приношения привязывали к рабочим инструментам родственники невесты, дома которых обходила мать вместе с подругами дочери;
  5. подвязанных на столбиках полотенец на мужских и фартуков на женских могилах некрещеных удмуртов.