Туг/чук - род жертвы/приношения (см. Чекаськон) в виде:
- кисти из разноцветных ниток на тканых и вязаных изделиях. Является свидетельством копирования узора, нежелания сглазить
мастерство автора изделия. Обычай обусловлен верой в возможность нанести урон способностям/отлучить спорину в случае, когда
хозяин вещи отдаёт её кому-либо своими руками/кисьӧр луэ.
- отрезка ленты/лоскутка ткани на матице. Чук прибивает к матице на память о себе рекрут перед отправлением на службу, прощаясь
с родственниками и односельчанами. Вера в оберегающую функцию матицы/мумыкор была связана с восприятием туг/чук
как материального символа ушедшего за пределы родного дома человека. Верили, что туг/чук может дать знать о ранении/гибели
солдата, меняя цвет: темнеет или блекнет. По возвращении солдат должен был снять свой чук сам, в ином случае
чук оставался на месте до тех пор, пока стоял дом.
- кубо чук/ «приношения на навершие прялки»; во время свадьбы жених дарил невесте прялку, навершие которой
(сюмори) один из поезжан носил с собой во время свадебного гуляния по домам родственников, где к ней прибивали туг/чук
- небольшие лоскутки ткани или подвязывали платки, отрезы на фартук, чтобы невеста, садясь за прялку, вспоминала о своих родных.
Был известен также обычай, когда отдельные семьи, пожелав закрепить дружеские отношения, объявляли о помолвке своих новорожденных
детей/кубо дусым. По достижении возраста юноша изготовлял прялку для нареченной. Но прежде чем вручить её невесте,
с нею обходили родственников, собирая туг/чук.
- лоскутов ткани, полотенец, платков на рукоятках косы-литовки и грабель, которые дарила новобрачной её родная мать перед
первым сенокосом; приношения привязывали к рабочим инструментам родственники невесты, дома которых обходила мать вместе с
подругами дочери;
- подвязанных на столбиках полотенец на мужских и фартуков на женских могилах некрещеных удмуртов.
|