Гурезь/гора – ландшафтный объект, вписанный в систему представлений о мире, полисемантический мифологический
образ. Гора/ холм воспринимались как место, приближенное к небу и потустороннему миру одновременно. Природный локус слился
с культурным в связи с представлениями о предках – великанах алангасарах (южн.у.) и зэрпалах (сев.у.)., которые
превратились в огромные каменные глыбы после появления человека на земле. Высокие холмы или горы – окаменевшие великаны,
или земля, вытряхнутая из их огромных лаптей, когда они были вынуждены уйти на север. В этих же представлениях обнаруживается
исторически обозримый этап идентификации народа: удмуртские средневековые укрепленные городища/кар (Иднакар,
Сепычкар, Селтакар и т.д.) воспринимались как центры расселения удмуртов и старинные кладбища/вужшай, бигершай
и в связи с этим – местом паломничества в поминальные дни календарного цикла. Но и без этих отличительных признаков
гора воспринимается как локус, посещение которого обязательно в календарные праздники. У бавлинских удмуртов (Татарстан) в
период весеннего пробуждения природы до летнего солнцеворота/Инвожо на горе Айкай/Айкай гурезь
водили хороводы и пели песни с неизменно повторяющимся рефреном ай-кай/ай-кей, который музыковеды считают голосовым
сигналом обращения к божествам.
В космогонических преданиях горы – следствие борьбы природных стихий. Вначале, как гласит предание, земля была плоской,
как сковорода. Но не хватило у воды и ветра мира. Поссорившись, они стали демонстрировать свою силу: ветер дул, развеивал
и переносил землю на огромные расстояния; вода лила с неба, неслась огромными потоками и разрывала землю. С тех пор, говорит
предание, появились горы и овраги. Согласно проникшим в удмуртскую среду апокрифическим сюжетам, неровность земной поверхности
связывается с кознями черта/шайтана. Во времена первотворения он помогал Инмару создавать мир,
достал со дна мирового океана землю, но из любопытства утаил крупицы земли за щекой. По велению Инмара земля стала разрастаться,
щеки шайтана лопнули или он вынужден был выплюнуть землю, потому земля неровная.
В заговорной традиции гора – один из непреодолимых для духа болезни и колдовских козней локус, качества которого
усиливаются эпитетами: каменная, медная/ железная/ серебряная, железокаменная гора/Азӥз гурезь.
В исторических преданиях гора – место захоронения кладов/ватос.
В последнее время некоторые из почитаемых гор стали восприниматься как своеобразные этнические символы (Каргурезь –
Байгурезь), там проводятся фольклорные действа и массовые народные праздники, они включаются в туристические маршруты.
|