Коркамурт/корка кузё/домовой - мифологическое существо; проживает, согласно поверьям, в каждой избе, чаще
всего - в подполье. После постройки дома в подполье жертвовали черную овцу/барана/гулбеч така с просьбой: «Корка-кузё,
ӟеч уть-ворды, коркаез шуныт-небыт кар (Домовой, храни нас, сделай дом теплым-мягким)». После того, как отделившийся
сын строил новый дом, он спускался в подпол, брал там землю, брал также огонь из очага и просил «младшего сына»
домового последовать в новую избу.
Домового не различали по полу, но он заведовал и мужскими, и женскими делами. Мог предстать в виде мужчины пожилого возраста,
ходящего в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Иногда являлся в образе домохозяина. Чаще это аморфное белое существо/тӧдьы
мурт. Видеть его практически невозможно, но нередко впотьмах можно нащупать и даже схватить; если это удастся, то домовой
будет выполнять все приказы. Домовой изредка помогает в хозяйственных делах и оказывает кое-какие услуги, но все же близок
к злым духам. Показывается перед несчастьем: его появление предвещает чью-то смерть.
Домовой не выносит веселья, скандалов, вообще шума в доме. Он может подменить ребенка. В некоторых местах его называют
даже корка пери (пери - злой дух). Жертв домовому, по-видимому, не приносили, но «подкармливали» (стряпнёй,
маслом). Обряд, трактуемый как жертва домовому (см. Гулбеч така) является, скорее всего, жертвой земле. Противоречивость
характера домового, как и других мифологических существ, объясняется наложением христианских представлений на архаические
верования. Локальный термин домового (суседко) среди удмуртов стал ругательством: сюсетка.
У северных удмуртов сохранился образ домового, заведующего припасами - Гондыр/медведь. Он наказывал хозяев тем,
что в доме быстро уменьшалось количество припасов. Наличие этого мифологического образа в представлениях удмуртов связано,
по-видимому, с тесными контактами северных удмуртов с уграми.
По поводу появления домового существует легендарное предание, согласно которому он являлся одним из сыновей Адама. У Адама
было много детей, и он стыдился большого их количества. Когда Инмар пожелал с ними познакомиться, он спрятал их в
разных местах: в подполье, в хлеву, в бане, в лесу, на болоте и т.д. Инмар, узнав об этом, разгневался и проклял всех, сказав,
что каждый должен оставаться навсегда там, где он спрятан. Так появились духи: банник, домовой, леший и другие. Подобное объяснение
возникло, несомненно, после знакомства удмуртов с христианским вероучением в апокрифических вариантах. Более древним является
представление о домовом, возникшем из души первого умершего в этом доме. Аналогичны представления о появлении домового и у
других финно-угорских народов.
Литература:
- Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1888.
Эскиз 1;
- Богаевский П. М. Очерк быта Сарапульских вотяков //Сборник материалов по
этнографии, изданных при Дашковском этнографическом
музее. М., 1888. Вып. 3;
- Шкляев Г. К. Обряды и поверья удмуртов, связанные с жилищем //Фольклор и
этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья.
Ижевск, 1989.
|