Сопал дунне - потусторонний мир
Т. Владыкина
|
СОПАЛ ДУННЕ/потусторонний мир, локализуемый за пределами человеческого мира, в котором обитают умершие и
враждебно настроенные духи. Представления о нём реконструируются по сконцентрированным в поверьях и обрядах повседневным
и ритуально-обозначенным поведенческим стереотипам, деталям похоронного и поминальных обрядов, сказочным образам и вербальным
символам.
Сопал дунне воспринимался как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В горизонтальную плоскость
восприятия потустороннего мира прежде всего были включены ландшафтные объекты:
- возвышенность/гора гурезь - здесь совершались календарные обряды с поминовением предков;
- низины и овраги нюк, гоп - сюда выбрасывали одежду и вещи покойного (куяськон нюк); здесь, согласно
верованиям, обитали кутӥсь - зловредные духи, «хватающие» проходящих и насылающие на них различные болезни;
- река шур - представления о реке как связующем звене между тремя мирами (верхним, средним и нижним/потусторонним)
и локализации «потустороннего мира» в нижнем течении реки или за рекой раскрываются в поведенческих стереотипах
ритуальной практики: во время календарных обрядовых гостеваний (вӧсь нерге) поочередное посещение домов родственников
осуществляется «против течения реки» (шур выллань), а в поминальных обрядах (кисьтон) - «по течению
реки» (шур уллань). В «низовья реки» изгоняется «нечисть» в Крещенье (Крещення),
в ночь на Великий четверг, (Кулэм потон уй/Великочетверик), провожается чучело масленицы (вӧй/вӧй келян).
В низовья реки отсылается поминальная жертва (ву уллане вӧсян) в случае подозрения на то, что болезнь наслана умершими
за непочтение к ним.
На абстрактные представления о насылающей болезни, несчастья, смерть той стороне, локализуемой где-то «за пределами»,
«внизу», указывают названия окказионального поминального обряда сьӧрло/уллане ӧосян «моление за пределы»,
«моление по-за ту сторону», «моление вниз», совершаемого во время эпидемий, болезни членов семьи.
Восприятие качества пространства вкупе с восприятием качества времени обнаруживается в представлениях о сторонах света
и их названиях: восток (шунды султон пал «сторона восходящего солнца») и юг (лымшор/лыназе «середина
дня») противопоставлены северу («ночная сторона/ полночь») и западу (шунды пуксён пал «сторона
заходящего солнца»). Имплицитно выраженные представления о локализации потустороннего мира обнаруживаются в акциональной
сфере поминальных обрядов: выбрасывание жертвенной еды строго ориентировано на север или запад; в поминальных песнях
сохранился образ ожидающей жертву умершей бабушки, «одетой в лисью шубу». Реликтовые формы представлений о свадьбе-смерти
сохранены в локальных вариантах свадебного ритуала (свекровь дарит невестке варежки; составным компонентом свадьбы является
обычай подметания невестой крыльца в доме жениха, когда она обязательно надевает варежки, даже если свадьба проходит
летом). Пожелание «сгинуть/пропасть» содержится в ругательстве/проклятии «Шунды пуксён пала сэрпалтон [люкет]
(Достойный быть выброшенным в сторону заходящего солнца)» или указании Алангасару пойти на запад. В исторических преданиях
о древнейших насельниках края мотив исчезновения великанов всегда связан с представлениями об их уходе на север.
|
Горизонтальная плоскость имеет множество «культурных» порубежных маркеров, отделяющих локусы «этого»
и «того» мира по мере удаления от человека и его жилища/очага как центра вселенной:
- торцовая сторона стола/ӝӧк пум (поминальные возлияния в специальную емкость на краю стола или под столом; накрывание
поминального стола через торцовую часть; расположение прибора для покойного на углу/ краю стола),
- угол избы/корка сэрег (нечистая сила в сказках покидает пределы избы, подняв угол крыши; перевоплотившаяся в
кошку ведьма проникает в избу, карабкаясь по углу),
- подполье/мурӝол, гулбеч (отсюда появляются вожо; на ступеньку лестницы в подполье кладут еду для домового
- корка кузё),
- труба/муръё (в трубу окликают покойного; уехавшего и пропавшего без вести; вызывают душу мертворожденного младенца;
через трубу вылетает колдун, брошенный колдуном и превратившийся в сороку изношенный лапоть; в трубе сидит сатана),
- окно/укно (в окно подают яйцо верховым на празднике Акашка; через окно передают ребенка во время обряда «перерождения»
- шакта вылэ куштон; в окна втыкают можжевеловые или рябиновые ветки на Великий Четверг),
- порог/ӧс кусып (на пороге заговаривают болезни; на пороге разбивает глиняный сосуд крестный невесты после первой
брачной ночи; в щель у порога складывают срезанные ногти; не разрешают вставать на порог при входе; табуировано сидение
на пороге),
- дверь/ӧс (в стенной щели у дверей пристраивают чурок во время поминального обряда; на лавке у дверей выставляется
емкость для поминальной еды; дверь снимают с петель при выносе покойного; о верхний косяк двери ударяют плетью во время обряда
урай вӧсь/урыс шуккон),
- ворота дворовые/капка (за воротами отдариваются от духа болезни во время эпидемий; поперек ворот кладут рябиновую
палку, когда в соседях есть больной; поперек ворот кладут ремень или пояс при первом выгоне скота, чтобы скотина возвращалась
домой),
- изгородь/прясла изгороди/кенер (за изгородь выбрасывается поминальная еда - жертва покойному; через изгородь
не может проникнуть леший нюлэсмурт; табуировано перелезание сквозь прясла изгороди во избежание болезни),
- околица/гурт сьӧр (выход за околицу, не перекрестившись, влечет за собой встречу с духом болезни),
- ворота полевые/бусы капка (за полевыми воротами приносится жертва во время эпидемий, перед дальней поездкой,
перед отъездом свадебного поезда за невестой).
Однозначно как «чужие», а потому связанные с потусторонним миром и населенные враждебными духами и божествами,
воспринимаются поле (см. лудмурт), лес (см. нюлэсмурт), кладбище. Из построек - незаселенная изба или заброшенная
изба (см. вожо), овин (см. обинь почетка), баня (см. мунчо кузё), мельница, кузница.
|
Косвенно с представлениями о потустороннем мире связано святилище Луд, олицетворяющее неосвоенное/ чужое пространство.
По сравнению с горизонталью, вертикаль пространства разработана меньше. К архаичным представлениям можно отнести
понятия о «дне земли» (му пыдэс), о многоуровневости подземного мира («Му пыр/сизьым му
пыр виян люкет «Достойный провалиться сквозь землю/сквозь семь слоев земли)», о соотнесенности и взаимоперетекаемости
подземного и подводного миров (превратившийся в рыбу Кылдысин исчезает «то ли под водой, то ли под землей»).
Сказочные тексты содержат информацию о возможности проникновения в подземные владения через яму/гу, дупло/гырк,
колодец/куйы.
Размыкание границ между миром живых и потусторонним миром совершалось в переломные моменты года: в зимние святки (вожо-дыр),
в ночь на Великий Четверг (кулэм потон уй).
Олицетворением пришельцев с того света были ряженые (вожояськись/ пӧртмаськись).
В комплексе ритуальные действия, ритуальная терминология, поверья, сказочные образы и вербальные символы отражают регламентацию
взаимоотношений мира живых и мертвых во времени и пространстве.
|
|
|