Кубо/прялка, орудие обработки/прядения конопли и льна. Обладает, согласно верованиям, магическим свойством воздействовать
на рост этих культур. Женщины в первый день нового года, на масленицу имитировали катание на прялках, чтобы конопля
и лён уродились высокими. Известен женский праздник (сев. удм.) в честь окончания прядения, когда прялки «ходили в гости»
вместе со своими хозяйками.
Обретение первой прялки связывалось с совершеннолетием девушки и переходом её в статус невесты. Магически воспринимался
и сам процесс прядения, изготовления нити, которая символизировала жизненный путь, судьбу. Прялка/кудель в связи
с этим включены как обязательный атрибут в календарные и семейные обряды. «Прядущий» персонаж обязателен в зимнем
ряженьи, прядение является основным занятием во время осенних и зимних посиделок. В отдельных локальных традициях деталь удмуртской
прялки сюмори/съемное навершие является основным атрибутом свадебной церемонии, когда поезжане обходили дома
родственников невесты до её отъезда из родного дома; на Масленицу такой же обход совершается по домам родственников
жениха (см. Туг/Чук). Зафиксирован обряд совместного прядения пожилых женщин/черсон веме в преддверии поминальных
годин.
Литература:
- Виноградов С. Н. Удмуртская прялка (кубо) // Народное искусство и
художественные промыслы. Ижевск, 1980. С. 46–51;
- Христолюбова Л. С. Калык сямъёсты чакласа. Ижевск, 1995. С. 184–186.
|