Инма/имма/инму/небесная земля – редкий для обозначения неба термин в отличие от общераспространенных инбам/
небосклон (букв.: небесная щека) и ингур/небосвод. Очевидно, реликтовое явление, отголосок архаичных представлений
о двухчастном по вертикали строении мира, где «небесная» и «земная» ма/му/музъем/земли
были двумя равнозначными параллелями: заговорные формулы сохранили образы солнца небесного – солнца земного, звезд небесных
– звезд земных. Запредельное/ потустороннее пространство объединялось в единое за пределами неба, «небесного дна»/ин
пыдэс, «земного дна»/му пыдэс и «водного/ речного дна»/ву пыдэс.
Понятие инма стало основой для представления неба как божества, отсюда Инмар – бог, ведающий поднебесной
сферой, один из триады верховных божеств наряду с богом погоды/Куазь и Богом-Творцом/Кылдысин. Процесс обратного
наложения прослеживается в выражении инмаре тубыны/забраться на инмар, т.е. забраться на небо; инмар зоре/идёт
дождь, букв.: «небо дождит».
См. Иммала ветлон.
|