Гонтур - масть

Т.  Владыкина

Гон – шерсть, гонтур (букв.: шерсть-пух/ перо) в значении «масть». Окрас зверей, птиц и животных,  наделяемых магическим значением в жертвенных, лечебных  и приворотных обрядах. В соответствующих ситуациях в контексте распространено спорадическое употребление эквивалентных замен: выжы (род, букв.: корни, основа; порода) – выжыез сыӵе, выжыез кыске/выжыяз «корни [его] таковы, порода тянет/ в породу;  пужы (узор) – в зн. «порода», тус/тусо (облик/обличье; вид) – в применении к масти; по отношению к цвету волос и кожи человека деэтимологизированное выражение кысъем: восходящее, по-видимому, к тусъем («по облику, обличьем»): сьӧд кысъем (букв.: темноватый), кыӵе кысъем? (какой масти?). 

Является аналогом имени/ним и цвета/буёл. Кстати, понятие тусбуй «вид, облик, внешность, образ» складывается сложением двух основ: тус (лицо, облик)  + буй (цвет).

В мифологических представлениях масть животных определяет бинарную оппозицию как пространственной, так и временной сфер через опосредованные качественные состояния: здоровье – болезнь, добро – зло и т.д. В сновидениях масть важна для толкования смысла сна, также соответствующего пространственно- временным представлениям, оценочно-качественным характеристикам: увидеть во сне лошадь – к покойнику, черную лошадь – не к добру; предугадывались отрицательные явления в жизни, если приснятся цыгане (черные волосы, смуглая кожа), поп (ассоциации, вызываемые черными одеждами) и т.д.

В жертвоприношениях масть определялась целью ритуала. Все, что предназначалось для «Белого-Светлоликого» верховного Бога (Югыт-Тӧдьы Инмар), должно было быть  светлой или рыжей масти (белый или рыжий бычок, белый или буланый/ гнедой жеребенок). Матери-солнцу (Шунды-мумы) приносили белую утку. Богу-Творцу (Му-Кылдысин), ассоциирующемуся с землей,   жертвовали черную овцу. В обрядах вызывания  дождя сталкивали в реку черную или серую овечку, объясняя это цветом туч.

В скотоводческой магии  самым распространенным выражением, определяющим положительное или отрицательное соотношение человеческого мира и мира животных – тупа (подходит/«ко двору») – уг тупа  (не подходит/«не ко двору»): валзы/скалзы уг тупа (не подходит лошадь/ корова), что соответствовало также выражению гид утись уг яраты (хозяин хлева не любит). Нелюбовь хозяина хлева выражалась в том, что он ездил на лошади до ее изнеможения, так что лошадь поутру вся была в поту, любовь – в заплетании гривы в косички. Скот считался «не ко двору», если он хирел, чах, несмотря на хороший уход.  В таком случае нужно было обменять животное. Искали подходящую  масть. В случае же, если подходящее по масти животное приходилось продавать, то оставляли клочок шерсти с хребта животного под балкой крыши хлева, чтобы скот водился и в дальнейшем (гонзэ кельтоно «шерсть/ масть оставить нужно»).

Считалось, что трехцветная кошка приносит в дом счастье. Если в доме не приживались кошки с определенного цвета шерстью, во что бы то ни стало искали трехцветную. Было распространено поверье, что «четырехглазая» собака/ пуны (глаза которой были вписаны в пятна более светлой по сравнению с ее шерстью масти) видит нечистую силу.

Отрицательными свойствами наделялась пестрая порода лошадей/куӵо вал. Одной из основных причин гибели богатырей/батыр в удмуртских героических преданиях является пегая лошадь. Она не чувствует опасности там, где ее чуют/ обходят лошади другой масти: вступает на мост с подпиленными врагами сваями, проваливается в овраг там, где другие перескакивают,  и т.д. Распространенной пословицей стало заклятье, произнесенное удмуртскими богатырями в момент гибели: «Куӵо вал – вал ӧвӧл…( Пегая лошадь – не лошадь…)».

Но если хозяева никак не могли обзавестись хорошей лошадью, предписывалось обязательно найти пеструю масть.

Птицы/тылобурдо пестрой расцветки считались предвестниками долгой или короткой жизни (кукушка/кикы), каких-либо вестей (сорока/поӵо). Кукование кукушки противопоставлялось пению соловья в структуре психологического параллелизма четырехстрочных песен, олицетворяя оппозицию счастье – несчастье.

Шерстью определенного цвета наделялись представители потустороннего мира. Волосатыми и черными были вожо (духи переходного времени), что позволило их в процессе эволюции соотнести с чертенятами, водяными; длинные черные волосы были у банника/мунчокузё, водяного/вумурт. Одной из ипостасей домового/коркакузё был седой старичок с длинными волосами и бородой.

Очень широки ассоциативные представления о масти животных в лечебной магии. Считали, что болезнь ходит в образе черной собаки, кошки. В собак и кошек черного цвета перевоплощаются колдуны. Во избавление от болезней и чар колдуна нужно было перерубить черную собаку или кошку на пороге, в воротах и бросить половинки по обе стороны дороги или перекрестка.

Окказиональные жертвоприношения духу болезни во время эпизоотий и эпидемий совершали в виде черной овцы, черной курицы, придерживаясь определенных предписаний и табу, связанных с пространственно-временной регламентацией. Мельники приносили в жертву водяному/вукузё черную утку или черного петуха (?), дабы хозяин воды не прорывал плотины.

Заговорно-заклинательная практика изобилует образами, связанными с представлениями о потустороннем/ подземном/ подводном мире, которые конкретизируются образами животных черной масти: черного чудовища/медведя/ быка/сьӧд ош, черного жеребца/сьӧд уж. Архаическим прототипом их является, по-видимому, тератоморфное черное чудовище-ящер, объединяющее в себе облик пресмыкающихся, земноводных, рыб и зверей. Эволюция представлений приводит к разъединению синкретичного облика и способствует появлению отдельных особей: волосатого чудовища/ медведя – быка, жеребца, змеи, лягушки, рыбы  и т.д., масть которых (черная шерсть, шкура) однозначно соотносит их с отрицательным пространством.

Появление зверей или лесных птиц определенной масти на подворье предзнаменовало несчастье: белки – к пожару, кукушки – к какой-либо беде.