Гон – шерсть, гонтур (букв.: шерсть-пух/ перо) в значении «масть». Окрас зверей, птиц
и животных, наделяемых магическим значением в жертвенных, лечебных и приворотных обрядах. В соответствующих ситуациях
в контексте распространено спорадическое употребление эквивалентных замен: выжы (род, букв.: корни, основа; порода)
– выжыез сыӵе, выжыез кыске/выжыяз «корни [его] таковы, порода тянет/ в породу; пужы
(узор) – в зн. «порода», тус/тусо (облик/обличье; вид) – в применении к масти; по отношению
к цвету волос и кожи человека деэтимологизированное выражение кысъем: восходящее, по-видимому, к тусъем («по облику,
обличьем»): сьӧд кысъем (букв.: темноватый), кыӵе кысъем? (какой масти?).
Является аналогом имени/ним и цвета/буёл. Кстати, понятие тусбуй «вид, облик, внешность,
образ» складывается сложением двух основ: тус (лицо, облик) + буй (цвет).
В мифологических представлениях масть животных определяет бинарную оппозицию как пространственной, так и временной сфер
через опосредованные качественные состояния: здоровье – болезнь, добро – зло и т.д. В сновидениях масть важна
для толкования смысла сна, также соответствующего пространственно- временным представлениям, оценочно-качественным характеристикам:
увидеть во сне лошадь – к покойнику, черную лошадь – не к добру; предугадывались отрицательные явления в жизни,
если приснятся цыгане (черные волосы, смуглая кожа), поп (ассоциации, вызываемые черными одеждами) и т.д.
В жертвоприношениях масть определялась целью ритуала. Все, что предназначалось для «Белого-Светлоликого» верховного
Бога (Югыт-Тӧдьы Инмар), должно было быть светлой или рыжей масти (белый или рыжий бычок, белый или буланый/
гнедой жеребенок). Матери-солнцу (Шунды-мумы) приносили белую утку. Богу-Творцу (Му-Кылдысин), ассоциирующемуся
с землей, жертвовали черную овцу. В обрядах вызывания дождя сталкивали в реку черную или серую овечку, объясняя
это цветом туч.
В скотоводческой магии самым распространенным выражением, определяющим положительное или отрицательное соотношение
человеческого мира и мира животных – тупа (подходит/«ко двору») – уг тупа
(не подходит/«не ко двору»): валзы/скалзы уг тупа (не подходит лошадь/ корова), что соответствовало
также выражению гид утись уг яраты (хозяин хлева не любит). Нелюбовь хозяина хлева выражалась в том, что он ездил
на лошади до ее изнеможения, так что лошадь поутру вся была в поту, любовь – в заплетании гривы в косички. Скот считался
«не ко двору», если он хирел, чах, несмотря на хороший уход. В таком случае нужно было обменять животное.
Искали подходящую масть. В случае же, если подходящее по масти животное приходилось продавать, то оставляли клочок шерсти
с хребта животного под балкой крыши хлева, чтобы скот водился и в дальнейшем (гонзэ кельтоно «шерсть/ масть
оставить нужно»).
Считалось, что трехцветная кошка приносит в дом счастье. Если в доме не приживались кошки с определенного цвета шерстью,
во что бы то ни стало искали трехцветную. Было распространено поверье, что «четырехглазая» собака/ пуны (глаза
которой были вписаны в пятна более светлой по сравнению с ее шерстью масти) видит нечистую силу.
Отрицательными свойствами наделялась пестрая порода лошадей/куӵо вал. Одной из основных причин гибели богатырей/батыр
в удмуртских героических преданиях является пегая лошадь. Она не чувствует опасности там, где ее чуют/ обходят лошади другой
масти: вступает на мост с подпиленными врагами сваями, проваливается в овраг там, где другие перескакивают, и т.д. Распространенной
пословицей стало заклятье, произнесенное удмуртскими богатырями в момент гибели: «Куӵо вал – вал ӧвӧл…(
Пегая лошадь – не лошадь…)».
Но если хозяева никак не могли обзавестись хорошей лошадью, предписывалось обязательно найти пеструю масть.
|
Птицы/тылобурдо пестрой расцветки считались предвестниками долгой или короткой жизни (кукушка/кикы),
каких-либо вестей (сорока/поӵо). Кукование кукушки противопоставлялось пению соловья в структуре психологического
параллелизма четырехстрочных песен, олицетворяя оппозицию счастье – несчастье.
Шерстью определенного цвета наделялись представители потустороннего мира. Волосатыми и черными были вожо (духи
переходного времени), что позволило их в процессе эволюции соотнести с чертенятами, водяными; длинные черные волосы были у
банника/мунчокузё, водяного/вумурт. Одной из ипостасей домового/коркакузё был седой старичок с
длинными волосами и бородой.
Очень широки ассоциативные представления о масти животных в лечебной магии. Считали, что болезнь ходит в образе черной
собаки, кошки. В собак и кошек черного цвета перевоплощаются колдуны. Во избавление от болезней и чар колдуна нужно было перерубить
черную собаку или кошку на пороге, в воротах и бросить половинки по обе стороны дороги или перекрестка.
Окказиональные жертвоприношения духу болезни во время эпизоотий и эпидемий совершали в виде черной овцы, черной курицы,
придерживаясь определенных предписаний и табу, связанных с пространственно-временной регламентацией. Мельники приносили в
жертву водяному/вукузё черную утку или черного петуха (?), дабы хозяин воды не прорывал плотины.
Заговорно-заклинательная практика изобилует образами, связанными с представлениями о потустороннем/ подземном/ подводном
мире, которые конкретизируются образами животных черной масти: черного чудовища/медведя/ быка/сьӧд ош, черного
жеребца/сьӧд уж. Архаическим прототипом их является, по-видимому, тератоморфное черное чудовище-ящер, объединяющее
в себе облик пресмыкающихся, земноводных, рыб и зверей. Эволюция представлений приводит к разъединению синкретичного облика
и способствует появлению отдельных особей: волосатого чудовища/ медведя – быка, жеребца, змеи, лягушки, рыбы и
т.д., масть которых (черная шерсть, шкура) однозначно соотносит их с отрицательным пространством.
Появление зверей или лесных птиц определенной масти на подворье предзнаменовало несчастье: белки – к пожару, кукушки
– к какой-либо беде.
|