Ватос - клад

Т. Владыкина

Ватос/клад - запрятанные в укромных местах драгоценности, чаще всего в виде  золотых или серебряных монет. Места сокрытия кладов: обочина дороги, край леса, межа, родник, озеро, болото, мельница, места прежних поселений богатырей  (городища, пещера в горе), ворота двора, подполье, чердак и т. п. Особенно изобилует кладами, согласно поверьям и побывальщинам,  лес.

Клады подразделяются на незаветные, заветные и про’клятые.
Незаветные клады обнаруживаются при возделывании земли, рытье ям, обрушении берегов рек. Это следы обитания древних людей или деньги, зарытые в землю для сохранности.  Незаветные клады обыкновенно не заключают в себе большой суммы, какую заключают заветные, т.е. положенные с каким-либо условием.

Заветные клады (кылзэ тодыны кулэ «слово знать надо») прячутся до времени, показываясь «по срокам», «являются» сами, извещая о себе и как бы намекая на возможность их получения. Если клад обнаруживают при специальном поиске, он в руки не дается, «уходит» в землю, исчезает. Его можно получить/ «взять», если исполнить завет, но чаще всего завет неизвестен, как в случае с сокровищами древнего городища Иднакар – месте поселения средневековых удмуртов близ современного г. Глазова: «… со стороны реки в Иднакаре железная дверь есть. Она раз в год открывается, сокровища раскрывает-выказывает. И у подножия горы, говорят, клады есть, и в омуте недалеко от городища утоплены. Давно уже эти клады людям в руки просятся. Потому и с одного на другое место перемещаются. То бочкой окажутся, то во что-нибудь другое превратятся. Однажды и человека во всем белом верхом на коне видели. Выехав из Иднакарской горы, он на кладбище деревни Адам исчез. Но до сих пор эти клады никто не нашел. Заклятье, говорят, знать надо». Для того чтобы узнать завет, обращаются к туно/прорицателю, знающему. С помощью гадания он раскрывает завет, но если его невозможно исполнить, не причинив ущерба самому кладоискателю или не поплатившись его жизнью, даже обнаруженный клад зарывают обратно, считая, что по истечении предназначенного ему времени он «выйдет сам».

Основные заветы: «своя голова», т.е. жизнь самого кладоискателя; «сорок голов»/ «сто голов» – жизнь сорока/ ста людей, которых нужно принести в жертву для добычи клада; воссоединение расщепленного надвое и пущенного по реке рябинового ствола; объединение расколотого надвое мельничного жернова, разбросанного в разных местах (Мардан-атай). Отдельные сюжеты побывальщин, переработанные с учетом характера героя-авантюриста, превращены в новеллистические сказки о получении богатства путем ловкости, обмана, к которым герой прибегает при добывании клада: вместо заветных  «ста человеческих голов» приносит в жертву куриные. Будучи нечаянным свидетелем заклятия  клада  разбойниками, он одновременно произносит исправленную формулу, после чего также получает возможность воспользоваться свалившимся на него богатством.

Хранителем клада в лесу выступает нюлэсмурт/леший. Кладоискатель получает неподъемный сундук с кладом, угостив лешего по совету туно водкой. По дороге домой  лишается сундука, испугавшись напущенной хозяином леса бури, хотя первым условием сохранения клада был уговор о выполнении правил пережидания стихии (сесть под телегу и не бояться). Сюжеты многих удмуртских мифологических сказок связаны с представлениями о нюлэсмурте как хранителе несметных богатств: за помощь в борьбе с водяным леший дарит человеку целую шапку золота, под тяжестью которого прогибается лавка в избе.

 Клад иногда «дается» без исполнения завета, но использовать его невозможно: все, кто контактирует с ним, погибают (умирают от неведомой болезни). Только освободившись от него, можно избавиться от мора, настигшего семью того, кто обнаружил и присвоил клад. Это клады про’клятые. Ими нельзя не только пользоваться, но и держать в доме: клад становится источником несчастий. Нельзя, согласно поверьям, брать клады, кажущиеся огнем: вымирает весь род.

Клад являет себя в разных образах: горящей свечкой, огненным шаром синего цвета, седым стариком, жеребенком, бараном, зайцем и т.д. Клад может казаться огнем, рядом с которым появляются видения разных животных и зверей: лошади, свиньи, волки и т.д. Согласно поверьям, золото обычно является в виде животных и зверей рыжей масти (лисицы, солового жеребенка, рыжего бычка), серебро – в виде животных и зверей с белой или сивой шерстью (зайца, барана, солдата на сивом коне). Может появиться в виде жернова на холме, в котором он запрятан, летающего гроба. Такой клад добывается прикосновением к явленному образу или ударом по нему: рассыпается золотыми или серебряными монетами. Может выказать себя слуховой галлюцинацией. В одной мифологической сказке рассказывается о том, что в доме появилось не дающее хозяевам житья  привидение, извещающее о себе в полночь криками о намерении упасть. Возвращающийся со службы солдат соглашается переночевать в доме, и когда в ответ на крики «Падаю! Падаю!» в сердцах произносит: «Падай!», на стол с чердака осыпается клад в виде золотых монет.

Добывание клада без знания условий может превратить его  в камни/ гальку, черепки, угли.  В мифологических сказках взятые у водяного черепки или угли превращаются в золото и серебро, а золото, напротив, превращается в угли.

Повествования, содержащие информацию о кладах, – нечто среднее между поверьями, побывальщинами и преданиями с тяготением к закономерностям последних. Содержащиеся в них мифологические образы пространства и времени представляют интереснейшую информацию об архаическом сознании, дают возможность проследить его эволюцию в мотивах кладоискательства: информативно-мифологические установки повествований о кладах смещаются в авантюрно-бытовую плоскость, порождая социально-бытовые сказки со счастливым концом.

Кажущуюся достоверность повествованиям придает информация с указанием конкретного места нахождения кладов (у д. Нижние Кивары, на Кыквинском поле, в д. Кыква, в поч. Локошуре, в лесу  под названием Корка Яг, находящемся в 15 верстах от Полома к г. Глазову, у самого Вятско-Пермского тракта, и т.д.), сообщения о кладах на местах древних поселений богатырей-предков/батыры, ссылка на ищущих клады конкретных людей из окрестных населенных пунктов  с указанием их имен.

Добывать клады, согласно верованиям, помогают обладающие магической силой цветок папоротника или разрыв-трава/спрык. Разрыв-траву могут добывать только знахари при соблюдении особых условий. Она разбивает железные оковы и запоры прикосновением к ним, а ее цветы делают человека невидимым. Такими же качествами обладает цветок папоротника, который расцветает единственный раз в году и цветет только одну ночь   на Иванов день.  Добыть его можно, соблюдая особые условия и меры предосторожности: идти в глухой лес, где не слышно пения петуха,  одному; найти папоротник, постелить под него белую скатерть; очертить вокруг себя круг булатным ножом или топором и лечь в этот круг на землю на спину. Ближе к полуночи к черте будут подходить в облике разных страшных животных бесы, угрожая смертью. В полночь папоротник уронит на скатерть три серебряных цветка/ один цветок.


Литература:

  1. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Вотяки Сосновского края. Ижевск:
    УИИЯЛ УрО РАН, 1995. С. 111, 118–130, 166;
  2. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн.1.
    Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997. С. 134–135;
  3. Первухин Н. Г. Опыт археологического исследования Глазовского уезда Вятской
    губернии // Материалы по археологии восточных губерний России. М., 1896. Вып.2.
    С.69; Wichmann, Y. Wotjakische Sprachproben, II // JSFOu, XIX. Helsingfors,
    1901. S. 99–100.