Мурьё - печная труба

Г.  Шкляев, Т. Владыкина

Мурьё/муры - печная труба. Как часть печи/гур, обладает высоким семиотическим статусом, принявшим на себя символику дымоволока в потолке или стене дома, воспринимаемого в качестве своеобразного канала связи с внешним/потусторонним миром. По некоторым сведениям, через дымоволок в потолке выносили из избы покойника. Верили, что через него в избу могли проникнуть черти и ведьмы, а в некоторых случаях и умершие; в виде огненного змея - дьявол. Аналогом подобного восприятия являются гадания на Святки/Вожо-дыр, когда в банную отдушину запускают руку и предрекают:

  1. cчастливое будущее, если дотрагиваются до шерсти/ меха;
  2. бедность, нищету, если поверхность гладкая/ «голая».

Печная труба включена в систему представлений об огне/тыл, очаге/учог, печи/гур, охранительная функция которых обозначена рядом поверий и связанных с ними обрядов. Через трубу «общались» с покойниками и не подающими вестей людьми, ушедшими далеко за пределы родного дома. В случае, если ребенок рождался мертвым, прибегали к обряду вызывания души: открывали трубу и, ударяя по заслонке, обращались к умершим родственникам с просьбой дать душу ребенку: «Пересьёс, лул сётэ (Старики, [от]дайте душу)». Возвратившись с кладбища после похорон, открывали трубу и, окликая покойного, говорили, чтобы он больше «не приходил», обещали приходить к нему сами. Позднейшим по времени возникновения является включение печной трубы в обряд проводов новобранца: его шапку трижды обносили вокруг печной трубы, дабы защитить новобранца от нечистой силы, «притянуть» к дому, дать ему возможность вернуться.