Мумыкор/эмеспикор/матица - конструктивный и пространственный элемент избы/корка, укладывается для поддержания
потолка в направлении от одной боковой стены к другой, поперек половиц. Укладка матицы является важным этапом в строительстве
жилища и сопровождается обрядами: под нее подкладывали шерсть, «чтобы тепло было»; монеты, «чтобы хозяева были
богаты». Вместе с матицей подымали каравай хлеба или рыбный пирог. Плотников угощали. После установки матицы один из
них поднимал на нее емкость с кумышкой или кашей, завернутые в тулуп, после чего бросал сверток на пол, по падению этих предметов
наблюдали, счастливая или несчастливая будет жизнь в новом доме. На новоселье гости вбивали в матицу медные деньги с лоскутками
красного ситца/чук, чтобы новоселам жилось богато; деньги назывались люгезь, их нельзя было тратить на дочерей.
Матица была включена в систему взаимоотношений свой - чужой в обрядовой сфере. Гости во время обхода домов на календарные
праздники/вӧсь нерге, свадебные церемонии не проходили дальше матицы, пока хозяйка не угостит их кумышкой и
не пригласит пройти дальше. Под матицей матери жениха и невесты дарили друг другу подарки. Пространство под матицей
было местом обмывания покойника; после совершения поминального обряда йыр-пыд сётон и возвращении с кладбища не проходили
дальше матицы, не обсыпав себя золою. В мифологических сказках прячущегося героя не могут обнаружить только в том случае,
когда он поднимается на сковороде к матице. Почти все обряды и поверья, связанные с матицей, носят заимствованный
характер, поскольку более древняя связь с жилищем идёт от куа - архаической постройки, где такой конструктивной детали,
как матица, не было. Более высокий семиотический статус имел утративший в связи с установлением матицы другой некогда конструктивный
элемент - брус/воронец/бурыс, проходящий от передней стены к противоположной. Его былая связь с очагом (с его помощью
регулировали надочажный крюк) прослеживается во многих реликтовых поверьях и обрядовых действиях: так, новобранец отщипывал
от него щепочку, которую, зашив в ладанку, постоянно носил при себе. В некоторых деревнях он вбивал в этот брус монету или
свое кольцо на ленточке в память о себе. Матичные обряды были направлены в основном на достижение материального достатка и
защиты дома от внешних сил, связанные же с брусом обряды должны были, по поверьям, сплотить и уберечь семью и каждого из ее
членов точно так же, как оберегающая функция приписывалась огню/очагу/печи.
Литература:
- Гаврилов Б. Г. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда,
Урясь-Учинского прихода // Труды четвертого археологического
съезда в России. Казань, 1891. Т. 2;
- Шкляев Г. К. Обряды и поверья удмуртов, связанные с жилищем //Фольклор и
этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья.
Ижевск, 1989
|