Куазь/погода/Бог погоды. В мифопоэтической модели мира переход имени нарицательного/погода в имя собственное/ божество
погоды происходит у многих народов по общепринятой схеме (см. также: инма, Инмар). Первоначальное представление
об атмосфере, погоде/куазь перешло в другое качество и стало божеством Куазь. Выражение зоре «идёт
дождь», букв.: «дождит» адекватно выражению куазь зоре «погода дождит», воспринимается и
как «Бог Куазь послал дождь». Согласно поверью, Куазь днем бодрствует, а ночью спит, поэтому нельзя упоминать его
имя вечером: «Куазез ӝытазе вераны уг яра: Куазь изе ни (О Куазе вечером нельзя говорить: он уже спит)».
Бог Куазь ведает пчелиными роями, ему поклоняются при выносе ульев, в его номинации присутствует эпитет муш ыстӥсь-косӥсь
«пчел посылающий-направляющий/ заставляющий». Его эволюция связана в дальнейшем с лешим/нюлэсмурт и Николаем-угодником.
|