В один ряд с вышеуказанными обрядами можно поставить и явления современной действительности. Так, в д. Варклет-Бодья Агрызского
района Татарстана до сих пор проводят весенне-летний праздник Гершыд в честь окончания полевых работ. Праздник
длится почти целую неделю. Каждый день «посвящен» какому-либо отдельному божеству (Инмару – верховному
Богу, Му-Кылчину – Богу земли, Творцу). Специальный день отведен поминовению «умерших на стороне»
(имеется в виду – «за пределами родной деревни») предков/ кыре быремъёслы куяськон. Обряд совершается
«по ту сторону реки», в нижнем ее течении/ шур сопалан, ву улланьын. Во всех других случаях места молений
расположены «по эту сторону»/ шур тапалан. Поминовение сородичей, умерших на стороне и потому не имеющих
места успокоения на родовых кладбищах, поскольку их тела не были погребены здесь, специализировано, очевидно, из-за того,
чтобы души их не могли приравниваться к заложным, то есть умершим неестественной смертью и потому воспринимаемым как «нечистые»,
«злые». Ср. могилы-кенотафы, когда при невозможности захоронения тела (погибшего на войне, во время отхожих
промыслов и т.д.) на кладбище или за его пределами устанавливается своеобразный памятный столб, символизирующий могилу,
дабы душа нашла успокоение и не тревожила живых. Умершие на стороне как бы искусственно отторгнуты от сонма предков, поминаемых
ежегодно в отведенные для этого дни (тулыс/ сизьыл кисьтон – весенние/ осенние поминки) и потому, согласно
верованиям, должны удостаиваться внимания в особых обстоятельствах, с выполнением особых условий, что и наблюдается в упомянутом
обряде.
Литература:
- Атаманов М. Г., Владыкин В. Е. Погребальный ритуал южных удмуртов (кон. XIX –
нач. XX вв.)// Материалы средневековых
памятников Удмуртии. Устинов. 1985. С.131–153;
- Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск:
Удмуртия, 1994. С.164;
|