Гершыд - праздник окончания полевых работ

Т. Г. Владыкина

В один ряд с вышеуказанными обрядами можно поставить и явления современной действительности. Так, в д. Варклет-Бодья Агрызского района Татарстана  до сих пор проводят весенне-летний праздник Гершыд в честь окончания полевых работ. Праздник длится почти целую неделю. Каждый день «посвящен» какому-либо отдельному божеству (Инмару – верховному Богу, Му-Кылчину – Богу земли, Творцу). Специальный день отведен поминовению «умерших на стороне» (имеется в виду – «за пределами родной деревни») предков/ кыре быремъёслы куяськон.  Обряд совершается «по ту сторону реки», в нижнем ее течении/ шур сопалан, ву улланьын. Во всех других случаях места молений расположены «по эту сторону»/ шур тапалан. Поминовение сородичей, умерших на стороне и потому не имеющих места успокоения на родовых кладбищах, поскольку их тела не были погребены здесь, специализировано, очевидно, из-за того, чтобы души их не могли приравниваться к заложным, то есть умершим неестественной смертью и потому воспринимаемым как «нечистые», «злые». Ср. могилы-кенотафы, когда при невозможности захоронения тела  (погибшего на войне, во время отхожих промыслов и т.д.) на кладбище или за его пределами  устанавливается своеобразный памятный столб, символизирующий могилу, дабы душа нашла успокоение и не тревожила живых. Умершие на стороне как бы искусственно отторгнуты от сонма предков, поминаемых ежегодно в отведенные для этого дни (тулыс/ сизьыл кисьтон – весенние/ осенние поминки) и потому, согласно верованиям, должны удостаиваться внимания в особых обстоятельствах, с выполнением особых условий, что и наблюдается в упомянутом обряде.

Литература:

  1. Атаманов М. Г., Владыкин В. Е. Погребальный ритуал южных удмуртов (кон. XIX –
    нач. XX вв.)// Материалы средневековых памятников Удмуртии. Устинов. 1985.
    С.131–153;
  2. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск:
    Удмуртия, 1994. С.164;