Кулэм убир/дух умершего колдуна, выходящий из могилы после его смерти. Верили, что он способен выходить из могилы,
чтобы питаться человеческой кровью. Следы его «прихода» обнаруживали по синякам на теле. Дабы обезопасить мир живых
от возвращений «голодного» духа, обсыпали могилу маком, вбивали туда осиновый/ рябиновый кол. Многие сюжеты мифологических
рассказов и мифологических сказок строятся на встрече людей с мертвыми колдунами. Истории о таких похождениях заканчиваются
констатацией верований и рекомендацией определенных действий по отношению к могиле подозреваемого в колдовстве.
Образ реконструируется большей частью по сюжетам побывальщин и мифологических сказок. Вампиром, по представлениям,
становится умерший, которого не поминают его близкие, и он приходит к живым в отместку. Вынимает кровь из спящих и прячет
ее в укромных местах (за притолоку двери, за матицу). Захворавшие ночью и находящиеся при смерти люди способны выздороветь,
если, по верованиям, кто-нибудь из семейных догадается о причине болезни и найдет спрятанную кровь.
Чаще представления о кулэм убир связаны с превратившимся в вампира умершим колдуном, захороненным без соблюдения
обычаев. Выходит из могилы по ночам в виде мыши; в виде мертвеца с ярко горящими глазами и выступающими клыками; в виде скелета,
окутанного белым саваном. Сняв саван, способен летать. Обратно в могилу без савана проникнуть не может.
Иногда кулэм-убиру приносят сцеженную в ведра кровь прямо в могилу. Ведра сопровождаются свадебной
процессией. Кулэм-убир окунает палец в кровь и становится невидимым. Невидимым среди людей его делает и рубаха, которую он
надевает перед выходом из могилы. Такую рубаху в сказках дает попавшему в загробный мир человеку его свояченица.
Вернувшийся солдат застаёт умершую жену, о смерти которой он не знал, живой. Оказавшись колдуньей, она появляется перед
мужем-солдатом, пройдя ряд перевоплощений: вылетает в трубу, намазав грудь какой-то мазью, на улице поочередно превращается
в собаку, кошку, мышку. В облике последней она добывает из могилы косточку, с помощью которой хочет изжить со свету своего
мужа. Возвратившись, оборачивается в человека и дает мужу задания, которые ему помогает выполнить нюлэсмурт. Рассердившись
на то, что муж выполняет все задания, превращает его вначале в воробья, а потом в собаку. Вернув себе человеческий облик с
помощью нюлэсмурта, муж втыкает в могилу жены осиновый кол.
|