Вумурт/водяной человек, Ву-кузё/хозяин воды, Ву-нюня/водяной дядя, старший воды – дух,
хозяин воды, водяной – демонологический персонаж удмуртской мифологии. Существо с длинными, темными волосами, иногда
с одним глазом на спине, с длинными ступнями. Если вумурт уходит из реки, река высыхает. По временам у него отпадают пальцы
и отрастают новые. Эти пальцы (вумурт чиньы) находят в реке, они обыкновенно темного или беловатого цвета,
всегда холодны, их употребляют в знахарской практике для присыпания ран. По внешнему виду на них похожи громовые стрелы (гудыри
пукыш), но цветом последние желтые и принимают температуру среды.
Живет семьями, устраивает свадьбы в половодье. Бушующая водная стихия воспринимается как свадебный поезд водяных, сносящий
все на своем пути.
Жена и дочери его красивы, отличаются длинными черными волосами, которые они любят расчесывать белым гребнем на берегу,
мосту или сидя на мельничном колесе. Выходят из воды и сыновья вумурта, но увидеть их – дурная примета (ишан):
обязательно случится какое-нибудь несчастье.
Вумурт часто живет в омутах близ мельниц; покровительствует мельникам, требуя взамен жертву в виде черного барана или петуха.
На мельницу к любимому мельнику приводит помольщиков, а к любимому рыбаку загоняет в сети рыбу. Если кого невзлюбит, то не
только топит в болоте или реке скотину того человека, но может наслать на него самого и его домашних разные болезни.
В летний период вожо-дыр он спит, а в зимний уходит из воды перед Рождеством на землю и большею частью проводит
время в банях, хотя может встретиться и на улице. В связи с этим, чтобы уберечься от воздействия ходящего по земле перед Рождеством
вумурта, предписано ходить с обожженной лучиной. От обожженной лучины вумурт бежит, но не сердится на тех, кто ее носит. Сердится
на тех, кто позволяет себе являться на реку в черной одежде или моет прямо в реке черные от сажи котлы или другую посуду.
Посещает ярмарки, из толпы его можно выделить по мокрой левой поле одежды, но чаще невидим, поскольку обладает чудодейственной
мазью. Покровительствует в торговле, если питает расположение к человеку. Очень богат и может наградить богатством тех, кого
полюбит. Владеет кладами, показывает деньги в виде раскаленных докрасна угольев.
Антропоморфному облику водяного предшествуют образы пресмыкающихся (змея) и земноводных (лягушка), а также животных, олицетворяющих
плодородящую стихию: быка (ош) и коня (уж, ужпи). Представления о том, что Вумурт имеет табуны породистых
коней, находят отражение в преданиях и сказках. Богатырю Эштереку, например, вумурт дарит необыкновенного коня, с помощью
которого богатырь побеждает врагов. Но гибнет от того, что не выполняет предварительного уговора с водяным. В побывальщинах
и мифологических сказках вумурт предстает в виде щуки, которая «стоит» в воде головой к берегу. Такую рыбу трогать
нельзя: вумурт отомстит.
|
В жертву ему приносили птиц и баранов, один раз в год – быка рыжей масти. Вид жертвы/курбон указывает на
то, что вумурта ставили в один ряд с добрыми божествами. Отдельные жертвоприношения совершали блинами и кумышкой, не только
испрашивая, но и благодаря его.
Согласно поверьям, в облике коня в услужении Вумурту живут проклятые дети и заложные покойники. Возвращение таких детей
возможно, если они смогут найти жениха/ невесту из земного мира и с помощью свадебного обряда совершат обряд перехода. Сюжеты
многих удмуртских мифологических рассказов/сказок выстроены на моделировании ситуации, когда парню является девушка
и просит взять ее замуж, угрожая в случае отказа смертью. Свадебный ритуал возвращает ее к земной жизни.
Эволюционно вумурт по функциям становится тождествен шайтану и противопоставлен верховному божеству Инмару.
|