Гудыри-мумы/Мать-гром – мифологический персонаж, одна из небожительниц наряду с Шунды-мумы, Инву-мумы,
Инвожо-мумы. Воспринималась как объединенный образ грома и молнии и мифологически обобщала грозу как состояние природы,
характеризующее взаимодействие небожителей и людей. Полагали, что Гудыри-мумы может покарать за грехи, вызвать бури и грозы,
побить градом хлеба; особенно она сердилась, если рвали цветы дикой гвоздики в период Инвожо. Не разрешалось во время
грозы носить пустые полые вещи (ножны, пестерь), чтобы в них не мог спрятаться перевоплощенный шайтан в облике плотвы
или другого существа, убегающий от пущенной ему вслед молнии. Считали, что первый гром пробуждает землю и возвещает ей о наступлении
тепла, необходимости продемонстрировать свои живительные силы. Только после этого разрешали сидеть и лежать на ней, иначе
она считалась холодной. При звуках первого грома предписывали перекувыркнуться через голову или просто поваляться на земле,
дабы не болела поясница. В этом назидании скрыт смысл мифологических верований о связи продуцирующих сил земли и человека,
когда человек, якобы, передает ей свои силы, одновременно и сам являясь объектом воздействия земли. С началом осени
Гудыри-мумы то уходила, то возвращалась: месяцем ухода грома/гудырикошкон толэзь удмурты называют август. Уже во
время созревания хлебов Гудыри-мумы усмиряла свой грозный нрав и лишь полыхала бесшумными зарницами. С христианизацией удмуртов
представления о Гудыри-мумы слились с образом Ильи-пророка.
|