ДУННЕ/МИР/КАРТИНА МИРА. Представления о мире, картина мира удмуртов отсутствуют в виде развернутых, целостных
сюжетов и могут быть реконструированы по отдельным языковым выражениям, верованиям, ритуальной практике.
Языковая картина мира реконструируется из воззрений о дихотомическом или трихотомическом членении. В дихотомическом членении
земная/Ма/Му/Музъем и небесная/Ин/Инма сферы воспринимаются как аналогичные, к последней добавляется лишь
определение ин/небесный (ая). Та и другая сферы обрамлены дном: му пыдэс/дно земли и ин пыдэс/дно неба.
Имеются отголоски представлений о многослойности земли: куинь/сизьым му пыдэс/третье/седьмое дно земли. Понятие пыдэс/дно
корреспондирует с дном водным/ву пыдэс и дном речным/шур пыдэс. Эти выражения конретизируют представление
о воде/Ва/Ву как космической, вселенской, окружающей землю и небо субстанции, и конкретном водном источнике.
Истоки, верхнее течение реки/шур выллань и устье, нижнее течение/шур уллань каждой реки, пространство
за её пределами/тупал, в свою очередь, объединяют и одновременно разграничивают верхний/ небесный и нижний/ потусторонний
миры (См. Сопал дунне; Сьӧрло вӧсь), которые впоследствии включаются в трихотомическую картину мира и
объединяют в свою целостность средний, земной, мир. Все три сферы предполагают наличие друг друга, находятся в сложном взаимодействии
и постоянно поддерживаемом согласии.
Образы мира противопоставляются по свойствам и качеству, включая как конкретные, так и абстрактные признаки с проекцией
на морально-нравственные устои. Небесный мир – недоступный, недосягаемый, однозначно положительный, теплый, эфемерный,
святой, сенсорно воспринимает только акустические и обонятельные сигналы, здесь живут небесные люди, которые некогда
могли спускаться на землю и учить простых людей уму-разуму; горизонтальная проекция небесного мира ассоциируется с вершиной
горы/гурезь, устьем/ верхним течением реки земной. Возможные пространственно-временные условия контакта – хронологически
опосредованные календарные моления в культовой постройке/Будӟым куа(ла) или отведенных для этого священных
местах Булда вӧсь/ Мольбище Булда, Кезьыт ошмес/Холодный ключ, Акашка кыз/Ель[праздника]
Акашка и т.д., особые ситуации/ знаки благоволения небес (См. Инӧс, Кизили).
Земной мир – материальный, доступный всем органам чувств с превалированием визуального восприятия, положительно-отрицательный,
грешный. Населён обычными людьми, которые налаживают контакты и с небесным, и с потусторонним миром.
Подземный/ потусторонний мир – холодный/ ледяной, однозначно отрицательный, населён мертвыми, они отличаются маленькими
размерами. Воспринимаются как предки/ старики/пересьёс, способные изменить обстоятельства жизни живых, земных людей,
в лучшую или худшую сторону в зависимости от отношения к ним. Напоминают о себе в сновидениях, болезнями или несчастьями.
Требуют поклонения и жертвоприношения, «приходят» на землю в облике ряженых/ вожояськись/пӧртмаськись.
Потусторонний мир/сопал дунне также может локализоваться в горизонтальной проекции. В этом случае он находится за пределами
культурного пространства: в лесу, в поле, за рекой/в нижнем течении реки (См. Сьӧрло вӧсь), в логу/ овраге.
В качестве порубежных маркеров воспринимаются все «контактные» или «огораживающие» конструкции: окна,
двери, труба/муръё, дворовые ворота, полевые ворота, изгородь дворовая и полевая. Возможные пространственно-временные
условия контакта земного и потустороннего миров – хронологически опосредованные поминальные обряды в цикле календарных
праздников, «приход» представителей потустороннего мира в переходные моменты года/вожо-дыр, инвожо,
кулэм потон уй.
Представления о мире в виде развернутых сюжетов сохранились в поздних вариантах заимствованных апокрифических
сказаний об отделении некогда близких неба и земли. Разработка сюжета осуществлена на представлении об изначальности женского
греха. Именно действия женщины (подтерла ребенка блинами, забросила сушить пелёнки на небо/ положила за облако завернутые
в блин экскременты ребёнка) оскорбили небеса и заставили их подняться. С тех пор небо стало недосягаемым, и небесные
люди перестали спускаться на землю, чтобы учить земных людей уму-разуму.
|