Кыль - болезнь

Т. Владыкина

КЫЛЬ 

  1. составной формант конкретного вида болезни (пӧськыль/горячка);
  2. обобщенный образ мора, эпидемии (радын висён кыль), конкретизирующихся в быту видами отдельных болезней, связанных с кишечной инфекцией: дизентерии, тифа, чаще всего холеры, оспы (сьӧдкыль).
  3. дух болезни. Одно из самых распространенных проклятий, превратившихся в обычное ругательство, сформировано верой в духа болезни, способного «забрать» с собой, т.е. уничтожить: «Кыль басьтон!» («Чтоб тебя  холера забрала!»)
     

Болезнь олицетворялась в образе черной женщины, черного мужчины, странника, непрошеного гостя, черной бродячей собаки. Считали, что собаку нужно поймать и, разрубив ее пополам на перекрестке, бросить по обе стороны дороги, не давая возможности «воссоединиться». Во избавление от болезни предписывалось применение разного рода апотропейных средств и проведение различных видов жертвоприношений, в применении и отправлении которых хорошо прослеживаются мифологические  представления о магической функции отдельных предметов, сакральном пространстве и времени: за околицей, у полевых ворот втыкали расщепленный на три части шест, куда клали завернутые в перевязанную красной нитью белую холстину блины и другие гостевые кушанья, чтобы болезнь, угостившись, ушла из деревни. Ворота при этом оставляли открытыми. Угощение для болезней ставили на окно, бросали крупу за ворота (ворота сьӧры кеньыр пазьгон). Для устрашения болезни в изголовье больных или под порог избы клали железные предметы/корт (топор, косу, нож, ножницы), стреляли из ружья вблизи больного. Совершали ритуальные захоронения болезни: делали деревянную куколку и бросали ее в лес или в воду; хоронили специально сделанный гроб, оплакав его и попричитав над ним.

Из специальных видов жертвоприношений выделяются ву уллань вӧсян («моление в нижнем течении [реки]», сьӧрло вӧсь («моление по-за ту сторону»).

Обычной была практика принесения обетов (сизён, сизиськон) на жертвоприношение матери болезни в случае выздоровления.

Во избежание смертного исхода соблюдалось табу на выгребание золы из очага, рубку деревьев.

Исторически удмуртский термин кыль связан с коми куль «нижний», «темный» демиург, водяной, после христианизации также черт, дьявол, сатана. Куль в значении «злой дух» этимологи связывают с допермской (прафинно-угорской) эпохой: куль «дух нижнего мира, насылающего болезни». Корень термина в урало-алтайских параллелях по своей семантике древнее, он объединяет понятия «дух, вызывающий к жизни; рождающий/порождающий/перерождающий». В этом семантическом ряду - обско-угорская Калтащ (матерь-прародительница), удмуртские Калдык-мумы, Калтак (праматерь/ прародительница), Кылдысин (Бог-Творец), Му-Кылдысин (Творец-Земли).

Литература:

  1. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3: Этнографические очерки. Кн.2.
    Вып.1. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. С.214.
  2. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск:
    Удмуртия, 1994. С. 136.
  3. Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков
    Казанской и Вятской губернии. Казань, 1880. С.165.
  4. Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков: Остатки старинных верований и
    обрядов у вотяков. Казань, 1921. Вып.3. С.150.
  5. Луппов П. Н. Материалы к истории христианства у вотяков в первой половине
    XIX в.// Труды ВУАК. Вятка, 1911. С. 266; Мифология коми/ Н.Д. Конаков, А.Н.
  6. Власов, И.В. Ильина…/ Науч. Ред. В.В. Напольских. М.: Изд-во ДИК, 1999. С. 218. –
    (Энциклопедия уральских мифологий).