ЛУЛОТЫР/боевое оружие богатырей - [нечто] наполненное душой, одушевленное, живое < из луло тӥр
- букв.: «живой топор/ секира». Палаш/ меч/ сабля/ топор/ кинжал удмуртских преданий обладают особыми свойствами:
их клинок выкован из самого прочного для того времени вида металла - уклада (ыльнянь сабля), они способны действовать
самостоятельно (лулотыр/меч-самосек), заговорены (кыжпурт). Важным признаком удмуртского варианта оружия
является доставка до места схватки (запекание в хлеб/пирог/калач или погружение в сырое/непропеченное тесто), отчего
оно и получает соответствующие эпитеты или его название полностью метафорически заменяется: иллянь сабля (сабля
из теста), небыт пыжем нянь сукыри (слабо пропеченный каравай хлеба). В столь необычных образах предания сохранили
древнюю тайну закалки железа (ср. образ меча, хранящегося в масле, в эпических преданиях кавказских народов). Богатыри,
потерявшие власть из-за захвата их земель и потому гибнущие, теряют и один из важнейших символов власти - свой меч, утратив
вместе с ним и древние секреты производства сверхпрочного железа (уклада).
Меч-кладенец (иллянь сабля, лулотыр) удмуртских батыров близок к оружию богатырей других народов: сабля Гэсэра
- героя монгольского эпоса - сама выскакивает из ножен; в сказаниях сибирских татар есть образ меча, секущего без размаха;
в нартском эпосе меч богатыря Сосруко «сам взлетает для удара». В образе меча-самосека, которым владеет богатырь
и с которым справляется только он, сохранились, по-видимому, отголоски образа священного меча, меча-кладенца, которым обладали,
согласно преданиям многих народов, их правители как символом народной мощи, военной функции, подаренной им самими небесами.
Литература:
- Владыкина Т. Г. Загадки удмуртского меча-кладенца // Древние ремесленники
Приуралья/ Мат-лы Всерос. науч. конф. Ижевск,
2001. С. 91–95.
|