Гур - печь

Т. Владыкина, Г. Шкляев

Гур/печь – один из основных объектов ритуальной сферы, нормативно-поведенческих стереотипов. С печью связывали многие лечебно-предохранительные магические приемы. Одни обряды заимствованы, истоками других являются представления об огне как очистительной силе, очаге как месте сосредоточения душ умерших предков и потому оберегающей силе. Поезжане вместе с невестой трижды по солнцу обходили вокруг очага в культовой постройке/куале. До печи дотрагивались, войдя в дом в случае приезда издалека; не дотронувшись до печи, новорожденного не брала на руки даже его мать; чужой человек, дотронувшийся до печи, обретал статус «своего». Печь недоступна для нечистой силы, кусок глины от нее являлся надежным средством защиты от колдунов. На печи/ в печи прячутся герои сказок от нечистой силы.

Своеобразным связующим звеном между земным и потусторонним миром считали дымоход/ трубу. В случае рождения мертвого ребенка в трубу «вызывали имя»: просили у умерших родственников дать ребенку имя, считая, что таким образом вернется и душа. В трубу выкрикивали имя надолго покинувшего дом человека (отхожие промыслы, солдатчина, война). Головной убор уходящего на службу рекрута трижды обносили вокруг трубы.

Значительна роль печи в похоронно-поминальных обрядах: по возвращении с кладбища притрагивались к печи либо протирали руки золой; открывали задвижку и «общались» с душой покойного, уговаривая его «не приходить», обещали прийти сами. Во время поминок на предпечье ставили корытце, куда крошили еду и отливали питьё для покойников.

Очистительные функции приписывались не только печи, но и ее производным (углю, дыму, саже, золе), связанным с нею атрибутам (печная заслонка, хлебная метла, хлебная лопата, кочерга). Углем чертили кресты на косяках в ночь на Великий Четверг, сажей метили новорожденных телят и ягнят, младенцев. Хлебную лопату, метлу и кочергу выбрасывали в окно во время грозы в период колошения хлебов, «чтобы град не побил». Хлебная лопата была основным инструментом в обряде «перепекания» младенца/шайтан воштэм. На праздновании родин в качестве «музыкального инструмента» использовали печную заслонку, отпугивая злые силы, отвращая их от ребёнка и роженицы. Во время гаданий на Святках/вожо-дыр кочергой очерчивали себя девушки, ушедшие в поле «слушать»/ гадать по звукам.

Литература:

  1. Смирнов А. П. Памятники феодального строя среди удмуртов (IX–XIII вв.) 
    //Записки УдНИИ. Ижевск, 1937. Вып. 7.
  2. Гаврилов Б. Г. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда,
    Урясь-Учинского прихода //Труды четвертого археологического съезда в России.
    Казань, 1891. Т. 2.