Палэзьпу/рябина обладает природными качествами проводника электрических разрядов, служит естественным громоотводом.
Издавна известны и ее бактерицидные, очищающие свойства: в быту листья и ветки использовали для обеззараживания воды. В народной
традиции была наделена магическими свойствами, использовали как оберег от сглаза, воздействия колдуна: веточку рябины в виде
рогатки прикрепляли к шерсти животных, одежде; перед предполагаемым колдуном клали рябиновую ложку, веря, что он не может
использовать её для еды. Рябиновую палку/рябиновый крест помещали над дверьми. После смерти колдуна, во избежание превращения
его в вампира-мертвеца/кулэм убир, в могилу вбивали рябиновый кол. В поверьях предохранительной магии предписывалось
делать оглобли из рябины, дабы колдун не изурочил лошадь. В колыбельной песне поётся о рябиновом оцепе - жерди, к которой
прикрепляется детская люлька. При закладке нового дома рябиновый куст/рябиновую палку сажали/втыкали внутри сруба. Рябину
обязательно сажали под окнами, на подворье. Спрятаться в лесу от палэсмурта, согласно поверьям, можно было только
за рябиновым кустом.
Образ рябины/77 рябин чаще всего упоминается в «формулах невозможного» в удмуртской заговорной традиции:
«Сквозь 77 плеток из таволги, 77 рябин плюю - врагу не отдаю!»; «Если ты [обращение к болезни, колдуну]
сможешь 77 рябин, проросших сквозь муравейники, срастить в одну, только тогда ты сможешь изъесть и испить этого человека!»
В преданиях о богатырях как предках рода сюжет о кладе связан с заклятьем на рябину: Мардан-атай расщепляет рябиновый ствол
и бросает его в реку, желая найти клад тому, кто найдёт две половинки, соединит их и вырастит новую рябину.
|