Палэзьпу - рябина

Т. Владыкина, И. Нуриева

Палэзьпу/рябина обладает природными качествами проводника электрических разрядов, служит естественным громоотводом. Издавна известны и ее бактерицидные, очищающие свойства: в быту листья и ветки использовали для обеззараживания воды. В народной традиции была наделена магическими свойствами, использовали как оберег от сглаза, воздействия колдуна: веточку рябины в виде рогатки прикрепляли к шерсти животных, одежде; перед предполагаемым колдуном клали рябиновую ложку, веря, что он не может использовать её для еды. Рябиновую палку/рябиновый крест помещали над дверьми. После смерти колдуна, во избежание превращения его в вампира-мертвеца/кулэм убир, в могилу вбивали рябиновый кол. В поверьях предохранительной магии предписывалось делать оглобли из рябины, дабы колдун не изурочил лошадь. В колыбельной песне поётся о рябиновом оцепе - жерди, к которой прикрепляется детская люлька. При закладке нового дома рябиновый куст/рябиновую палку сажали/втыкали внутри сруба. Рябину обязательно сажали под окнами, на подворье. Спрятаться в лесу от палэсмурта, согласно поверьям, можно было только за рябиновым кустом.

Образ рябины/77 рябин чаще всего упоминается в «формулах невозможного» в удмуртской заговорной традиции:  «Сквозь 77 плеток из таволги, 77 рябин плюю -  врагу не отдаю!»; «Если ты [обращение к болезни, колдуну] сможешь 77 рябин, проросших сквозь муравейники, срастить в одну, только тогда ты сможешь изъесть и испить этого человека!» 

В преданиях о богатырях как предках рода сюжет о кладе связан с заклятьем на рябину: Мардан-атай расщепляет рябиновый ствол и бросает его в реку, желая найти клад тому, кто найдёт  две половинки, соединит их и вырастит новую рябину.