Шур - река

Л. Христолюбова

Шур - река, водный источник, источник жизни, занимающий важное место в культуре народов. Река олицетворяет связь времен и пространства. Она объединяет верхний, средний и нижний миры, служит границей земного и нижнего миров. Душа умершего, по поверьям, отправлялась вниз по течению реки, а покойник попадал на тот свет, переправившись через реку. По верованиям удмуртов, у каждой реки свой хозяин (вумурт/вукузё), который может быть и добрым, и злым. Его старались задобрить жертвоприношениями. Весной в ледоход совершали обряд проводов льда (йӧ келян), когда молились, обращаясь к Вукузё, прося его быть милостивым, поить влагой луга и поля, не топить людей и скот, не уносить мосты. Задабривая его, опускали в реку принесенные  с собой кушанья и напитки. После этого веселились у реки, водили хороводы. Переходя реку/ручей удмурт говорил: "Мынон сюресэд каньыл мед луоз, мыным вождэ эн потты, тау тыныд монэ утемед, чылкыт воземед понна" (Да будет легким твой путь. Не сердись на меня, спасибо тебе за то, что бережешь меня и содержишь в чистоте"). При обряде вызывания дождя зор курон участники обряда сталкивали друг друга в реку, возле которой собирались, кое-где бросали и жертвенного барана, в иных местах купали черную курицу или овцу. Свадебный ритуал содержал обряд купания невесты/кен пылатон: молодую вели к реке, из которой брали воду. Прежде чем почерпнуть воду, она опускала в воду кусочек хлеба с маслом - дар вукузё/водяному, чтобы он не делал зла новому члену общества. После этого брызгали водой участников обряда. Летом, обычно в первый день сенокоса, устраивали обряд купания новобрачной в реке/ сялтым/сялтыман/сялтым басьтон, приобщяя ее к новому для нее источнику. Выбравшись из воды, она угощала участников обряда принесенной кумышкой и пирогами.

 В дни летнего солнцестояния/инвожо дыр заметно почтительное отношение к водному источнику. В эти дни запрещалось в полдень купаться и стирать в реке, кричать и шуметь возле нее. Известны поверья, согласно которым речная вода избавляет от болезней, поэтому при продолжительных хворях иные обливали больного у реки почерпнутой из нее водой; при водоосвящении в день первого Спаса некоторые больные входили в реку, а одежду, в которой окунались, оставляли в воде; страдающие чесоткой, попарившись на великий четверг в бане, выбрасывали веники на реку, чтобы вместе с нею в ледоход и болезнь ушла.

(См. также: Тӧдьы Кам)

Литература:

  1. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз II.
    Вятка, 1888. С. 123-124;
  2. Владыкин В. Е. Аграрные культы удмуртов//Вопросы этнокультуры финно-угров.
    Таллинн, 1981. С. 152;
  3. Виноградов С. Н. Элементы традиционного мировоззрения удмуртов//Вестник
    Удмуртского университета. Ижевск, 1992. № 6. С. 38;
  4. Христолюбова Л. С. Калык сямъёсты чакласа. Ижевск, 1995. С. 131, 173.