Лул/душа человека способна, согласно верованиям, разлучаться с телом в момент сна, обморока, болезни, смерти.
Различали лул - душу живого человека и урт/орт - душу мертвого человека. Долгая болезнь объяснялась
тем, что душа находится под влиянием умерших (урт кутэм букв.: «урт поймал/схватил»). Совершали специальный
обряд урт кутон - отыскивание и поимку души. Суть обряда заключалась в том, что выходили за ворота/ в поле и с призывом
«Уртэ, чаль! Уртэ, чаль!» («Душа моя, приди-вернись! Душа, приди-вернись!») «кормили»
умерших сородичей. Воззрения на душу и ее перевоплощения отразились в фольклорных произведениях различных жанров. У
северных удмуртов до сегодняшнего дня бытует поверье о том, что нельзя убивать ночную бабочку, поскольку в этом облике «возвращается»
дедушка («Уй бубылиез виыны уг лэзё: ӵужатаед бертӥз,- шуо»). Зафиксированы тексты побывальщин-сказок
о блуждании души спящего человека в образе бабочки, за которой наблюдает товарищ спящего и находит потом клад из золотых монет.
Вариантами образа бабочки являются пчела, шмель, мышь, ласка/ горностай.
Литература:
- Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков
Вятской губернии. Казань, 1880;
- Munkácsi, B. Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem Nachlasse von
Bernhard Munkácsi. Herausgegeben von
D.R.Fuchs // MSFOu 102. № 15.
|