Ведӥнь - колдун

Т.  Владыкина

Ведӥнь / вегин / ересь / ведун колдун, тушмон / аман / враг – представитель черной магии, чародей, насылающий порчу.

Облик колдунов и поведение. В народной традиции выделяется несколько категорий колдунов: одни получают знание по наследству от родителей или родственников по их смерти, другие приобретают знание тайных наук от таких же колдунов или непосредственно от нечистой силы.  Способности колдовства могут быть приписаны тому, кто имеет бросающееся в глаза физические особенности (кривой, хромой, горбатый; с волосами черного или рыжего цвета), отличается  образом жизни  (двоеженец, затворник, бобыль), поведением  (ходит в сумерках или в полночь у реки, в лесу, вдоль оврагов, разговаривает сам с собой). Считалось, что в зрачках колдуна ничто не отражается; в глазах горит перевернутая свечка; он не  смотрит в глаза собеседника; у него нет тени.

В особую категорию выделяются чернокнижники. Название получили от атрибута колдовского знания – особой книги в 2 аршина шириной и  3 аршина длиной. Бумага ее черная, как уголь, а слова белые. На каждой странице три строки, расположены не горизонтально, а вертикально. Когда чернокнижник читает первую страницу, он весь горит, но огонь не разрушает его. Когда читает вторую страницу, сидит в воде. Когда начинает читать третью, к нему являются черти и требуют работу.  Даются задания, требующие огромного количества времени: считать льняное семя, гнать тучи с одного места в другое, вить из песка веревки, – иначе они замучат его самого.

Разница между колдунами и чернокнижниками заключается в том, что последние остаются таковыми до потери книги, а первые до смерти. Потому  черную книгу прячут так, чтобы ее никто не нашел: в трубе, под порогом, в болоте. Полагают, что, потеряв книгу, чернокнижник лишается ума.

Узнать колдуна можно по поведению: он не ест горбушки хлеба; не может войти в избу, если в косяк двери воткнуты иголка, ножницы или нож; не может выйти из избы, если:  в угол поставлен перевернутый веник, над дверями положен крест из рябиновых веток, нож повернут острием от двери. В традиционном обществе был разработан целый комплекс поведенческих стереотипов с целью предохранения от колдовского воздействия. Запрещалось есть в его доме, нельзя было принимать что-либо из его рук. Проходя мимо колдуна или общаясь с ним по необходимости, нужно было тайком показывать ему кукиш/ пакала, перекрещивать указательный и большой пальцы на обеих руках, дерзить ему или крыть матом. Оберегом мог быть специальный амулет (серебряный рубль старинных времен под названием «противник» с изображением императора или императрицы, обращенным против солнца). Особенная сила приписывалась молитве   «Да воскреснет Бог».

Особенно важно было уберечь себя от воздействия колдунов в ночь на Великий четверг (кулэм потон уй/чук мунчо уй/великочетверик). Полагали, что в эту ночь колдуны обладали особой силой. Обернувшись в сороку, они вылетали через трубу и напускали болезнь на всех, кто ложился спать, не благословясь, или «до кого Бог допускал за грехи». Если утром в Великий четверг слывший колдуном случайно заболевал, то болезнь приписывалась дробинке, попавшей из ружья в то время, когда он, колдун, как полагали, бродил ночью в образе какого-нибудь животного, не успев или забыв заговориться от дроби.

По смерти колдуна дух его по временам выходит из могилы. Дабы умерший колдун не стал вампиром/кулэм убир, при его захоронении втыкали в могилу осиновый кол в область сердца или глаза, обсыпали могилу маком.

Колдовскими способностями народное сознание наделяло коновалов, мельников, кузнецов. Полагали, что коновалы знали особый заговор на остановку крови/виркыл, кузнецы заговаривали огонь/тылкыл, мельники общались с водяными и могли устраивать фокусы с затоплением избы так, что присутствующие вынуждены были вставать на лавки, хотя по прошествии времени никаких следов воды не было.

Особым знанием, которое со временем стало восприниматься как колдовство, обладали, согласно народным преданиям, богатыри/батыры (предвидели будущее, могли перевоплощаться, заговаривали себя и оружие) и разбойники (предвидели будущее, заговаривали себя от стрел, невидимыми и неслышимыми орудовали при грабежах).

Становление образа колдуна связано с представлениями о тайном знании, которым владели «знающие»/туно – люди, особо к этому расположенные и получившие его специально,  в результате учебы у сверхъестественных существ. Архаические представления о знании как таковом со временем маркируются как положительные и отрицательные: знанием «во благо» обладает туно, знанием «во вред» – колдун, хотя часто и первый мог восприниматься в силу своих способностей к ворожбе именно как колдун. Варианты номинаций колдуна в удмуртском языке являются заимствованиями из русского или татарского, что является свидетельством позднего выделения представлений о черной магии.

Изменение представлений об обладателях  знания и о качестве их способностей приводит к изменению представлений об обучении и – соответственно – содержания повествований о получении тайного знания. Больше встречается рассказов об овладении тайными знаниями в отрицательном смысле, нежели в положительном. Не в малой степени это связано и с утратой функции туно в удмуртском обществе, что может быть объяснено позициями христианского вероучения и утратой необходимости выбора жрецов для отправления отдельных религиозных культов. Представления о черной магии оказываются более живучими: до сих пор одной из самых распространенных причин внезапной болезни или недуга  считается порча (веднамын «околдовано», «испорчено», пычкемын «наслано», лэсьтэмын «сделано», тупатэмын «выправлено-сделано»).

Колдун может превращаться в собаку, кошку, свинью, дальние расстояния преодолевает в образе летящего гуся, сороки или огня. Может превращать вещи в своих посыльных. Так, согласно поверью, он может наслать смерть, послав сороку, в которую превращается брошенная им в воздух старая метла или изношенный лапоть (исьникут), на чью-нибудь избу. Другими способами насылания порчи являются прикосновение  к человеку, особенно ласка, «дуновение и  нашептывание» на напитки, еду. Самым сильным способом считается порча, пущенная «по ветру». Освобождаясь от переполняющей его энергии (ведӥнез улатэ), колдун или насылает ее на кого-либо специально, или просто выпускает ее, выбрав для этого специальные места (овраг, лес). Считается, что человек подвергается воздействию этой силы, оказавшись  в таком месте случайно. Покореженные, искривленные деревья в лесу также воспринимаются как жертвы  колдуна, хотя воздействие на лес считается благородным поступком: колдун, дескать, пожалел людей и отвел несчастье.

Полагают, что больного, если он «испорчен», никто, кроме самого колдуна, вылечить не может.

Литература:

  1. Богаевский  П. Очерки религиозных представлений вотяков // ЭО. 1890. Кн.4, №1;
    Кн.6, №1; Кн.7, №4;
  2. Богаевский П. Материалы для изучения народной словесности вотяков // ЭО. 1892.
    №4;
  3. Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков
    Казанской, Вятской губерний // ИОАИЭ. Казань, 1906. Т.22, вып.5; 
  4. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1: Вотяки Сосновского края. Ижевск:
    УИИЯЛ УрО РАН, 1995;
  5. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда
    вятской губернии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996;
  6. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3, кн. 1: Этнографические очерки.
    Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1997;
  7. Верещагин Г. Е. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3, кн. 2: Этнографические очерки.
    Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998;
  8. Яковлев И. В. Как научаются ворожить и колдовать //  ИОАИЭ. Казань, 1909. Т.25,
    вып.5.