Пуны/пыны - собака, посредник между земным и потусторонним мирами. Считали, что она
- чует смерть (вой собаки – к смерти);
- служит проводником смерти;
- смерть/болезнь ходит в её облике.
Собаку, глаза которой были вписаны в пятна более светлой по сравнению с ее шерстью масти, называли «четырёхглазой»/«ньыль
синмо пуны», ей приписывали способность видеть нечистую силу. Собакам выносили отложенную в специальную посуду поминальную
еду, полагая, что они доносят её до умерших. Вера в способность собаки контактировать с потусторонним миром
послужила основой формирования комплекса поверий/назиданий и табу/запретов. Встреча с черной собакой в начале пути, по поверьям,
предвещала удачу. Беременную женщину остерегали от причинения боли собакам, иначе ребенок родится с уродливым пятном. Иногда
про больного ребенка говорили, что он страдает собачьей болезнью/пуны кыль. Для избавления от неё младенца ненадолго
клали в собачью конуру, совершая таким образом своеобразный обмен с потусторонним миром. Выпавший молочный зуб закатывали
в хлебный мякиш, отдавали собаке со словами «Мыным андан кадь пинь вай (Дай мне зуб, словно сталь)»; «Мыным
– андан пинь, тыныд - сюй (Мне - стальной зуб, тебе - земляной)».
Для прекращения эпизоотий (мора скота) собаку сжигали на вновь добытом огне/выль тыл и прогоняли по пеплу скот. При эпидемиях
с целью избавления от болезни совершали обряды разрубания или закапывания собаки: отправленная на тот свет, она должна была
унести с собой и болезни.
Двойственность восприятия собаки отражена и в заимствованных удмуртами апокрифических сюжетах о хлебе/длине колоса и человеческой
скверне. Согласно первому сюжету, собака заступилась за человека, когда Инмар отнял хлеб у людей за осквернение женщиной
хлеба и небес (она подтерла ребенка блином/лепешкой и положила его на небо/за облако). Инмар поднял небеса высоко и отнял
хлеба, которые колосились с самого основания по нескольку штук на корню. Но, услышав вой/мольбу собаки, просившей оставить
немного хлеба для неё, поскольку она ни в чём не виновата, Инмар оставил хлеба на её долю - колосок длиной с собачий язык.
С тех пор, гласит мифологическое предание, люди едят собачью долю и вынуждены кормить её всю жизнь. Согласно другому сказанию,
собака сыграла отрицательную роль в судьбе человека. Инмар, вылепив человека, ушел за душой, оставив стеречь своё творение
собаку, у которой тогда еще не было шерсти. Пришел Шайтан и обещанием дать ей шерсть упросил собаку разрешить ему приблизиться
к человеку. Соблазненная посулами, собака согласилась, и Шайтан осквернил божье создание, оплевав с ног до головы так, что
Инмару пришлось выворачивать человека наизнанку.
Литература:
- Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков
Казанской и Вятской губерний// ИОАИЭ. Казань,
1906. Вып. 3 С. 208-209; Вып. 5 С. 330;
- Верещагин Г. Е. Собр. соч. Т. 1. Ижевск, 1995. С. 99, Т.3, кн. 2, вып. 1. С. 158-159,
161. Ижевск, 2000;
- Миннияхметова Т. Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск, 2000.
С. 38, 42-43, 67.
|