Кылдысин - Бог-творец

В. Владыкин

КЫЛДЫСИН/КЫЛЧИН (от удм. кылдытӥсь - творящий, творец), бог-творец, содействует приплоду скота, позднее - бог плодородия/Му-Кылдысин, покровительствует родам, вообще детям (Нуны-Кылчин), один из триады верховных удмуртских богов. В древности жил среди людей, ходил по полям в образе старика в белой одежде, следил за посевами. Но люди распахали межи, и Кылдысину негде стало ходить, к тому же люди стали носить не белые, как он, а крашеные одежды, и оскорблённый, бог покинул людей, удалившись на небеса (по другой версии - под землю, отсюда предания о Му-Кылдысине). Люди умоляли Кылдысина вернуться на землю, однажды он появился на священной берёзе в виде белки. Люди хотели заполучить его навсегда и подстрелили белку, но она превратилась в рябчика, тот превратился в тетерева, тетерев - в окуня и скрылся в реке (ср. содержимое священной воршудной коробки, где хранили щепу берёзы, беличью шкурку, крылышко рябчика, перья тетерева, сушёную рыбку). Кылдысину молились под берёзой. Ему жертвовали быка, овцу, уток чёрной или красной масти, кости закапывали в землю. Удмуртский Кылдысин обнаруживает типологические параллели с Колтыш уржумских марийцев и Колтещь обских угров. По другой версии, Кылдысин имеет связь с Калдык-Мумы, божеством, покровительствующим женщинам. Позднее стал сливаться с образом Инмара, отсюда Инмар-Кылчин. Под влиянием христианства иногда воспринимается как одна из ипостасей Иисуса Христа, в языковом выражении - его синоним, иногда как ангел-хранитель.

Литература:

  1. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 1.
    Вятка, 1888;
  2. Владыкин В. Е. Аграрные культы удмуртов // Ежегодник этнографического музея
    Эстонской ССР. Таллинн, 1981.