Сьӧрло вӧсь - букв.: моление по-за пределы. Один из окказиональных (проводимых от случая к случаю)
обрядов, совершаемых во время эпидемий, болезни кого-либо из семейных с соблюдением строгих правил. Жертву приносили по определению
туно при небольшом стечении народа, чаще одного хозяина или хозяйки дома, «знающих» пожилых людей. По дороге
туда и обратно участнику ритуала предписывалось не вступать в контакты с встречными (не здороваться, не отвечать на вопросы
и т.д.). Во избежание нежелательных последствий, он пробирался на место жертвоприношения задворками, тайными тропами,
под покровом ночи (в сумерки или в полночь).
Все соблюдаемые условия, равно как и название обряда, соотносимы с общением с потусторонним миром, который, согласно верованиям,
локализуется «внизу», «в нижнем течении реки», «за пределами [человеческого мира]» (ср. локальные
варианты обряда: вууллань вӧсян/моление вниз по реке, уллане сётон/уллане вӧсян/моление
вниз). Потому и отношение как к самому обряду, так и местам их проведения, несло на себе печать запретности, неразглашения.
Хотя о таких местах жители деревень прекрасно знали, но вслух не говорили. «Называние»/номинация уже
воспринимались как призыв к контакту, что могло привести к нежелательным последствиям. Упоминание «всуе» имени и
самого Бога, и особенно злых духов было табуировано. Отсюда и особая система запретов, и система «избегания».
Литература:
- Верещагин Г. Е. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. В. М. Ванюшева. Т.4:
Фольклор. Кн.1: Удмуртский фольклор: Предания.
Легенды. Побывальщины. Сказки. Басни. Пословицы. Поговорки. Загадки / Отв. За выпуск и авт. Предисл., предметно-тематического
указателя с комментариями и указателя жанровых разновидностей устной прозы Т. Г. Владыкина. – Ижевск: УИИЯЛ Ур О
РАН, 1998. С. 201 – 203. – (Памятники культуры).
|