Ваёбыж - ласточка
И. Нуриева
|
Ваёбыж/ласточка – символ семейного счастья, благополучия. Эта птица пользовалась большой любовью и уважением.
Согласно бытующим поверьям, убить ласточку – совершить страшный грех, навлечь на себя и свою семью несчастье. Раньше
под крышей куалы удмурты специально устраивали гнезда из берестяных ящичков, чтобы привлечь ласточек к своему дому. Поверье
отразилось в многочисленных фольклорно-поэтических текстах:
|
Ваёбыж пизэ кытын поттэ? Куала но сюрыынӵын пушкын. Милемыз но анай кытын вордэм? Кӧкые но поныса, сюрыын. Куала
бон азяд ошем сюрыяд, Ваёбыж лыктыса мед пуксёз, ай-кай. ӝӧк вылад вӧлдэм ӝӧккышетад Дэлет лыктыса мед пуксёз, ай-кай.
|
|
Где ласточка птенцов выводит? На жердочке в куале, среди дыма. Где мать нас растит? В колыбели на жердочке. На
жердочку перед куалой, Пусть ласточка, прилетев, сядет. На постланную на столе белую скатерть Пусть достаток придет.
|
По поверьям, ласточка имела особую связь с потусторонним миром. Конец далекого мифического пути в рекрутских песнях, например,
обозначался как страна обитания ласточек, образ которых противопоставлялся уходящим надолго, или навсегда, молодым рекрутам:
|
Ми ке кошкиськом туж ик кыдёке Ваёбыж улон но интые. Ваёбыж но бертоз котькуд аре но, Ми ум бертэлэ чаль гинэ.
|
|
Мы уходим очень далеко В места, где живут ласточки. Ласточка возвращается каждый год, Мы не вернемся так скоро.
|
Ласточка – единственная в ряду орнитоморфных образов удмуртского фольклора, не имеющая своей тембро-голосовой
характеристики: если голубь воркует (дыдык гурла), соловей заливается (уӵы чирдэ), петух поет (атас
чортэ), то пение ласточки представляет собой набор асемантических слогов, напоминающий звукоподражание другим языкам: Кичи-вачи,
кичи-вачи, кабачи Кам сутари Василей! Кузонэ ветлӥ, Ваткае ветлӥ Кусо ваи, сюрло шедьтӥ. Кичи-вачи,
кара турым, Билярмасын кирякмасын... Вятских не тронь... Некоторые словосочетания в песне ласточки,
по наблюдениям ученых, совпадают с «речью» ряженых, т.е. представителей потустороннего мира в удмуртских обрядах
пӧртмаськон. Литература: Верещагин 1995: 96 Нуриева 1999: 54–56 Морозов, Долганова,
Минасенко 1995: 279
|
|
|