Ваёбыж - ласточка

И. Нуриева

Ваёбыж/ласточка – символ семейного счастья, благополучия. Эта птица пользовалась большой любовью и уважением. Согласно бытующим поверьям, убить ласточку – совершить страшный грех, навлечь на себя и свою семью несчастье. Раньше под крышей куалы удмурты специально устраивали гнезда из берестяных ящичков, чтобы привлечь ласточек к своему дому. Поверье отразилось в многочисленных фольклорно-поэтических текстах:

Ваёбыж пизэ кытын поттэ?
Куала но сюрыынӵын пушкын.
Милемыз но анай кытын вордэм?
Кӧкые но поныса, сюрыын.
Куала бон азяд ошем сюрыяд,
Ваёбыж лыктыса мед пуксёз, ай-кай.
ӝӧк вылад вӧлдэм ӝӧккышетад
Дэлет лыктыса мед пуксёз, ай-кай.

Где ласточка птенцов выводит?
На жердочке в куале, среди дыма.
Где мать нас растит?
В колыбели на жердочке. 
На жердочку перед куалой,
Пусть ласточка, прилетев, сядет.
На постланную на столе белую скатерть
Пусть достаток придет.

По поверьям, ласточка имела особую связь с потусторонним миром. Конец далекого мифического пути в рекрутских песнях, например,  обозначался как страна обитания ласточек, образ которых противопоставлялся уходящим надолго, или навсегда, молодым рекрутам:

Ми ке кошкиськом туж ик кыдёке
Ваёбыж улон но интые.
Ваёбыж но бертоз котькуд аре но,
Ми ум бертэлэ чаль гинэ.
Мы уходим очень далеко
В места, где живут ласточки.
Ласточка возвращается каждый год,
Мы не вернемся так скоро.

Ласточка – единственная в ряду орнитоморфных образов удмуртского фольклора, не имеющая своей тембро-голосовой характеристики: если голубь воркует (дыдык гурла), соловей заливается (уӵы чирдэ), петух поет (атас чортэ), то пение ласточки представляет собой набор асемантических слогов, напоминающий звукоподражание другим языкам:

Кичи-вачи, кичи-вачи, кабачи
Кам сутари Василей!
Кузонэ ветлӥ, Ваткае ветлӥ
Кусо ваи, сюрло шедьтӥ.

Кичи-вачи, кара турым,
Билярмасын  кирякмасын...
Вятских не тронь...

Некоторые словосочетания в песне ласточки, по наблюдениям ученых, совпадают с «речью» ряженых, т.е. представителей потустороннего мира в удмуртских обрядах пӧртмаськон.

Литература:

Верещагин 1995: 96
Нуриева  1999: 54–56
Морозов, Долганова, Минасенко 1995: 279