Писпу - дерево
Т. Владыкина
|
ПУ/ПИСПУ/ДЕРЕВО занимает одно из главных мест в мифопоэтической картине мира.
Пространственные и временные параметры мира связаны с образом дерева в разных его проявлениях. Растущее рядом
с родовым святилищем/Будӟым куала, дерево (берёза, липа) воспринимается как центр Земли/мудор.
Термин перешел на обозначение полки в куале, где хранили короб с символическими предметами, олицетворяющими родовое божество/воршуд,
под влиянием христианизации - на икону. Полку-мудор украшали березовыми ветвями летом, еловыми - осенью. С этими же представлениями
соотносятся «именные» деревья божеств различных сфер: берёза считалась деревом Бога-Творца/Кылдысин,
сосна - бога воздуха и небес, Всевышнего/Инмар, ель - бога погоды/ Куазь. Микротопонимика каждой деревни
как целостного локуса с системой общественных святынь включала названия отдельных деревьев, под которыми проводились общественные
моления календарного или семейного циклов: Акашка кыз/Ель [обряда] Акашка, Куяськон кыз/Ель поминовения/поминального
обряда.
Дерево вписано в картину мира как медиативное звено, связующее по вертикали три мира. Покинувший людей за их непослушание,
Кылдысин в ответ на просьбу вернуться появляется в виде белки на вершине берёзы. Во время весенне-летних праздников-молений,
которые проводили на природе, дерево фигурировало в роли медиатора в разных ситуациях и видах. Кострище и козлы с котлом обрамляли
своеобразными «воротцами», которые сооружали из трех тонких стволов деревьев. Верхние ветви поперечного березового
ствола оставляли не срубленными. Полисемантизм конструкции усложнен изоморфизмом образов: дерево - ворота - храм,
дым жертвенного костра - дерево-лестница. (См. Ин ӧс). Принесенный для освящения каждой семьей узелок
с продуктами (каравай хлеба, масло, яичные лепешки) ставили на покрытую древесными ветвями землю. Известны случаи, когда
участники моления стояли с березовыми ветвями в руках. Одним из основных структурных моментов ритуала было подношение части
жертвы верховному Богу/ вылэ мычон (букв.: «вверх возносимое»): неподалёку от кострища на ветвях развешивали
полотенца/чалма, из пригнутых ветвей устраивали род полочки или делали специальную полку, куда один из главных жрецов/вӧсясь
после чтения молитв/куриськон ставил блюдо с жертвенной пищей. Только после этого приступали к другим этапам освящения
жертвенной пищи и ритуальной трапезе. Вылэ мычон, воротца, дым ритуального кострища, в котором сжигались/ (тыланы
«опалять») кусочки жертвенной пищи объединялись и взаимодополняли друг друга в образе пути/способа донесения жертвы.
Дерево являлось ключевым элементом этого пути, первичной, природной «лестницей в небо»/ин пагӟа/ин тубат.
|
Поминальные жертвоприношения (йыр-пыд сётон/лы поттон/приношение головы и ног [жертвенного животного]/вывоз костей
[жертвенного животного]) сопровождались подвешиванием крупных костей и черепа на ели, мелкие выбрасывали к подножию дерева.
Одежду покойного развешивали на деревьях по дороге на кладбище. Обряд сялтым в цикле послесвадебных обрядов в отдельных
локальных традициях отличался забрасыванием платка и верхней одежды невесты на дерево.
Проникновение желающего обучиться тайному знанию в потусторонний мир совершается по дереву/березе/дубу вниз головой,
т.е. дереву, растущему корнями вверх. Вниз головой спускается с рябины превратившийся в медведя человек/колдун в этиологических
сюжетах преданий или сказок.
Дерево как связующее с потусторонним миром звено фигурирует в жертвоприношениях лешему/нюлэсмурт. Сакральные локусы
северных удмуртов ӟаӟегсиённи/место жертвования гуся расположены у елей, к ветвям которых подвешиваются
завернутые в холстину кости и пух-перо птицы. Жертва в виде огромного лаптя лесному духу/палэсмурт также вывешивается
на ели.
Дерево как образ времени ассоциируется с представлениями о жизненном цикле человека: зеленое/цветущее дерево - молодость,
засохшее - старость, вывернутое с корнями - смерть. Одним из постоянных образов в сравнительно-сопоставительной конструкции
усложненного психологического параллелизма удмуртских народных песен является цветущее дерево/куст, чаще черемуха - отцветшее
дерево с завязывающимися плодами/ягодами, молодость человека - зрелая пора с возможностью иметь детей как главной ценности
жизни. К постоянным песенным образам относится также символическое отождествление дерева и человека: ствол дерева -
стан человека, ветви - руки (молодой сравнивается с кленом, сосной, пожилой - с засохшей елью), белые цветы черемухи сравниваются
с поседевшей головой.
Особенно явственна символика тождества в поверьях, где с деревом соотносятся не только периоды жизни человека, но и его
судьба. Не разрешали рубить дерево, когда в семье есть больной. Табуировалась порубка посаженных деревьев. Не разрешали сажать
на подворье березу, но не позволяли ее рубить, если она вырастала сама. В попытке разрешить проблему деторождения женщины
завязывали верхушку молодой ели, «чтобы так же завязался плод в утробе». Облик дерева накладывал на него особые
свойства. Сквозь развилку дерева протаскивали больного ребенка, больные проходили/проползали под выступающими над землёй корнями
почитаемых деревьев.
|
В проводной/рекрутской обрядности прослеживаются представления о дереве как заместителе души человека. Перед уходом из
родного дома за околицей/в лесу срубали верхушку молодой ели/ошкуривали полоску ствола, чтобы она служила своеобразным вестником:
дерево продолжало расти - человек жив, дерево засохло – он тяжело болен/его нет в живых. Во многих сёлах подобные деревья/Чыртыё
кыз - букв. «Ель с [оголённой] шеей» были местом прощания не только с рекрутами, но и с покойником.
Архаические способы захоронения человека в лубе/кур, а затем в колоде/корос обмывание на лубе с дальнейшим
выбрасыванием в овраг/кур куян - этапы развития и угасания представлений о превращении человека в дерево после смерти.
Обережные и очистительные свойства деревьев используются в обыденных ситуациях и ритуальном контексте: ветки можжевельника
/сусыпу втыкают в ночь на Великий четверг/Кулэм потон уй в оконные и дверные косяки; рябина/палэзь
считается защитой от лесного духа; плетка с рукоятью из таволги/тубылгы/ тубылги сюло является одним из основных
атрибутов туно, ею пользуется во время свадьбы предводитель поезжан/азьветлӥсь.
|
|
|